Глоссарий. Психологический словарь.

Развитие когнитивное

Развитие когнитивное – изменение мыслительных процессов на различных стадиях развития ребенка. Под мыслительными процессами в данном случае понимают способность к восприятию, возможность формировать понятия, поиск решения задач, функции памяти, логическое мышление и воображение.

Швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития, которая ознаменовала собой новый этап в изучении психологического здоровья детей и подростков. Пиаже утверждал, что человек имеет возможность самостоятельно моделировать свои когнитивные способности посредством действий, совершенных им в окружающей среде. Теория Пиаже предполагает четырехступенчатую систему  когнитивного развития от рождения ребенка до пятнадцати лет.

На каждом из этапов в процесс обработки задач, приходящих извне, включается один из двух механизмов. Первый – ассимиляция – предполагает приспособление новых ситуаций к ранее существующей структуре. Аккомодация, в свою очередь, заключается в видоизменении устоявшейся структуры в соответствии с новыми условиями. В результате этих процессов личность выходит на следующие ступени развития, лучше адаптируется к окружающему миру.

Значительный вклад в изучение когнитивных процессов внес также американский психолог Джером Брунер. Согласно его теории, когнитивное развитие дошкольника неразрывно связано с сенсомоторикой и его способностью откладывать в памяти реально существующие образы. По мере взросления большую роль начинают играть символические отображения предметов, а также язык – который, в свою очередь, выступает не только как культурная ценность, но и как один из регуляторов поведения.

P на эту тему
новый номерОКТЯБРЬ 2017 №20138Подробнее
psychologies в cоц.сетях
спецпроекты