Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Константин Ушинский

педагог, писатель

Основоположник научной педагогики в России.

Об эксперте

Основное

Годы жизни: 19 февраля 1983/1984 – 20 декабря 1870

Русский педагог, создатель национальной школы и основоположник научной педагогики в России. Его последователь, известный русский педагог Владимир Стоюнин писал об Ушинском: «Такие-то люди и двигают вперед общественное дело; они оживляют то, что до них замирало; они указывают другим дорогу; они вызывают новые силы для деятельности».

До Ушинского в стране не было собственной педагогической теории, Россия жила иностранными заимствованиями. Константин Дмитриевич создал классические педагогические труды, стал инициатором педагогической журналистики, первым русским педагогом-теоретиком, педагогом-публицистом. До него педагогика не была наукой, он же заложил в нее прочный научный фундамент. Кроме того, впервые заявил об ответственности педагогики перед обществом и об ответственности общества за дело образования. Он прожил всего 47 лет, посвятив треть жизни педагогической науке.

Идеи Ушинского сформировались в середине XIX века и строились на фоне борьбы против самодержавно-крепостнических порядков в России. Он боролся с антинародной воспитательной политикой царского режима, которая оставляла простых людей практически безграмотными. В противовес выдвигал идею народности – школы для народа. Он выступал против заимствования иностранных форм образования, считая, что детям надо прививать те качества, которые составляют «лицо, душу нашего народа».

Большое внимание уделял роли учителя в образовательном и воспитательном процессе. Обучение рассматривал как творческий процесс, совместную деятельность учителя и ученика. Конечным итогом обучения должно стать познание учащимся окружающего мира, а вместе с тем и формирование его взглядов, убеждений, идей, мыслей и чувств, словом – развитие личности.

Ушинский полагал, что педагоги должны познакомиться с детской психологией и изучить психологические приемы, которые необходимы в воспитании и обучении. Также обращал внимание на психологическое состояние самого учителя, ведь оно не может не сказаться на процессе обучения.

Современные школьники оценили бы идею Ушинского о том, что детям младшего школьного возраста не следует давать домашние задания. Он писал: «…Если в школе дитя действительно работает, то не только нет никакой надобности задавать ему уроков на дом, но даже возможно наполовину уменьшить число часов его школьных занятий».

Одной из ключевых идей педагогических теорий Ушинского был поиск золотой середины между занимательным обучением и серьезным трудом. Он полагал, что внимание детей быстрее устает, когда урок превращается в шаблон и повторяется изо дня в день: «Уничтожьте школьную скуку, и вся смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой».

Книги

Образование

После окончания в 1840 году гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.