Глоссарий. Психологический словарь.

Хоторнский эффект

Хоторнский эффект - процесс, при котором на положительные результаты деятельности влияет интерес участников к эксперименту, эффект новизны, а также условия специально созданного для этого социально-психологического климата.

Феномен был зарегистрирован в ходе экспериментов, проводимых на заводе Хоторна с 1924 по 1932 годы под руководством Элтона Мэйо. Руководители компании "Вестерн Электрикс" обратились к нему с просьбой найти способ повысить работоспособность сборщиц реле через изменение условий труда. Первоначально Мэйо измерял их трудоспособность, пробуя разные варианты освещенности в помещениях, а затем стал внедрять и другие факторы - дополнительные выходные дни, выплаты и прочее. В результате подобных нововведений Мэйо зафиксировал улучшение работоспособности, которое отмечалось, хотя и с небольшим снижением, даже тогда, когда эти условия отменяли.

Исследователь пришел к выводу, что это обусловлено чувством социабильности работниц - им было необходимо чувствовать принадлежность к определенной бригаде и соответствовать ее уровню производительности. Кроме того, Мэйо выдвинул гипотезу о том, что немаловажную роль играли также неформальные отношения, которые сложились внутри бригад.

После открытия Хоторнского эффекта было проведено множество исследований малых групп, в том числе повторяющих эксперимент Мэйо, однако такого же эффекта достигнуть не удалось. Стэнли Милгрэм утверждал, что Мэйо сделал ошибочный вывод о значимости для работниц самого факта участия в эксперименте - скорее всего, на их производительность повлияло то, что, будучи под наблюдением, они боялись показать плохие результаты и лишиться рабочих мест.

Psychologies приглашает
ВИДЕО

В каком мире мы будем жить через 5 лет?

Смотреть
новый номерДЕКАБРЬ 2019 – ЯНВАРЬ 2020 №47
164Подробнее
psychologies в cоц.сетях

спецпроекты