Глоссарий. Психологический словарь.

Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) – советский психолог, автор культурно–исторической концепции развития высших психических функций .

До середины 1920-х гг. занимался психологией искусства. Выготский полагал, что в процессе восприятия какого-либо произведения искусства человек переживает два разнонаправленных аффекта, и их противоречие разрешается во «взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций , которые тут же были вызваны», то есть в катарсисе, являющем собой основу эстетических реакций.

В течение десяти лет Выготский занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925 – 1926) и разработал принципиально новую теорию развития аномального ребенка.

В последние годы жизни объектами исследовательского внимания ученого стали соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическая речь. Выготский ввел в научный аппарат понятие зоны ближайшего развития, характеризующее связь обучения и развития (определяемая содержанием тех задач, которые ребенок еще не способен решить сам, но уже может при помощи взрослого, эта зона чрезвычайно важна для диагностики психического развития ребенка).

Труды Выготского (среди них «Психология искусства», «Педагогическая психология», «Мышление и речь») оказали огромное влияние как на отечественную и мировую психологическую мысль, так и на смежные с психологией науки (педологию, дефектологию, искусствознание, семиотику, культурную антропологию), потенциал многих его концепций по-прежнему далеко не исчерпан.

P на эту тему
новый номерОКТЯБРЬ 2017 №20138Подробнее
psychologies в cоц.сетях
спецпроекты