psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Анатолий Берштейн
Анатолий Берштейн
историк, журналист, автор книги «Педагогика на кончиках пальцев» (Образовательные проекты, 2012).

Могу ли я простить себя?

Существует расхожее мнение, что если человек прощен тем, кому он принес горе и обиду, значит, он тоже может вздохнуть свободно и начать жизнь как бы с чистого листа. Так ли это на самом деле?
alt ФОТО Getty Images 

У Хорхе Луиса Борхеса есть замечательный рассказ «Легенда». Встречаются Каин и Авель уже после смерти Авеля. Не узнают друг друга. Костер разводят, разговаривают. И вдруг Каин видит шрам на лбу Авеля. «Да ведь это я тебя камнем», – вскрикивает он. «Не помню», – спокойно отвечает Авель. Тогда Каин понимает, что брат Авель простил его, потому что по-настоящему простить – значит забыть. «Тогда постараюсь забыть и я», – решает Каин. На что Авель отвечает: «Пока жива совесть, живы и грехи».

Теперь давайте прочтем последнюю фразу наоборот: человек, забывший о своих проступках, потерял совесть.

Помню, меня как-то спросили – злопамятный ли я? Я ответил, что памятливый. То есть помню все – и хорошее, и плохое. И не только по отношению к себе, но и что я сам сделал в отношении других. Я не могу забыть стыдные эпизоды своей биографии, даже те, где я ничего такого не совершал, но был на грани или подумал про это. И этот груз меня не тяготит – он находится в пассивной памяти, и я не испытываю чувство вины, так как давно осознал, отрефлексировал и дал свою оценку. Но не забыл. Ибо это как шрам – давно зарубцевался, не беспокоит, даже не краснеет. Но отметина на память о том, что случилось, осталась. А память предостерегает.

читайте такжеСемь шагов к прощению

Так что у того, кто просит прощения и кто прощает, разные истории и разные смыслы. Для одного это важный акт любви и милосердия. Для другого искреннее раскаяние, которое является гарантией неповторения содеянного. К слову, Януш Корчак в своем «Доме сирот» создал детский суд, где важнее всего был перечень того, что считалось проступком, а не наказания, которых в буквальном смысле почти не было, ибо признание вины уже означало прощение. То есть осознал, раскаялся – прощен. Но это не означает, что человек автоматически прощает сам себя, может забыть о случившемся, самому отпустить себе грехи и вымарать из памяти содеянное. Нет, его память должна все сохранить, как залог того, чтобы это не повторилось вновь.

Человек не обязан всю оставшуюся жизнь посыпать себе голову пеплом и согбенно нести на себе вину за все проступки. Но быстро и легко все забыть – тоже: было и сплыло, случилось и случилось, а жизнь продолжается. Она продолжается, но не с чистого листа. Страница перевернута, но не вырвана. Прощение, как писал Борхес в другом рассказе («Молитва»), очищает обиженного, но не обидчика, к которому оно почти не имеет отношения. Оно для него лишь кредит доверия.

читайте такжеО прощении
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


ВСЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ ПРОЩЕНИЕМ, НА САМОМ-ТО ДЕЛЕ. ВОТ ТОЛЬКО РАЗВОД КРОЛИКОВ СО СТОРОНЫ ВСЕХ ЭТИХ "ПСИХОЛОГОВ", В ТОМ, ЧТО НЕ "ПРОСТИТЬ СЕБЯ". А ПРОСТИТЬ СЕБЕ!. РАЗНИЦУ МЕЖДУ "СЕБЯ" И "СЕБЕ" УЛАВЛИВАЕТЕ? ПРОКА "ПРОЩАЕТЕ СЕБЯ", НИХРЕНА НЕ ПОЛУЧИТСЯ. http://koldovskie.com
Psy like0
  • Олег   
    78 недель назад

Отличная тема(!) Идеи прощения и самопрощения пронизывают всю историю человечества и являются краеугольными камнями, на которых держатся понятия морали/нравственности/этики. Более того - системная неспособность человека к прощению и самопрощению - является основой абсолютно для всех существующих ныне религиозных конфессий(!) Религии, как социально-психологический феномен, возникают в следствии - неспособности человека простить себя и простить другого. Помимо этого, человек осознанно, или неосознанно понимает/чувствует аналогичную неспособность в другом человеке - отсюда двойное, тройное, четверное... напряжение психики. И, как результат - постоянная потеря энергии, которая тратится на обслуживание этого напряжения. Идея Высшего Всемогущего существа, которое может дать всепрощение, которое Любит всех несмотря ни на что, оформленная, как социальный институт - это не что иное, как альтернативная структура, которая, от имени Бога, с помощью специально обученных людей - (торгует) раздает прощение. В общем, если мы посмотрим на проблему в глобальном масштабе, то поймем, что социуму выгодно, чтобы люди чувствовали себя "виноватыми", поскольку в этом случае ими гораздо легче управлять. И если рассматривать идею НЕпрощения, как социальную поведенческую ПРОГРАММУ, то мы увидим, что алгоритм ПРОЩЕНИЯ (себя/другого) в ней попросту ОТСУТСТВУЕТ. Другими словами - человек не уполномочен ни к прощению себя, ни к прощению другого! НО это только среднестатистический человек, тк выше мы говорили - Функцией прощения наделено или Верховное Существо "БОГ", либо его заместители/представители на земле - служители культа, царственные особы и т.д. Задумайтесь над этим! Удачи))) #transmatika
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье