psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Илона Бонивелл
Илона Бонивелл
(Ilona Boniwell), психолог, руководитель международных программ в области позитивной психологии компании Positran (Франция), автор нескольких книг, одна из них "Ключи к благополучию" (Время, 2009).

Мотивация: от «ничего не хочу» до «мне это нравится»

Как ни спрошу большого начальника о самых насущных проблемах в его компании, он всегда говорит о проблемах с мотивацией. Когда мне доводится пообщаться с родителями детей-подростков, они всегда говорят одно и то же: «Ему (ей) не хватает мотивации для учебы (или работы, или любой другой деятельности)».
Множество лампочек в интерьере ФОТО Getty Images 

Мотивация – одна из самых необычных зверушек, живущих в зоопарке человеческой психики. Чем сильнее вы ее тащите из норки, где она сидит, тем глубже она прячется. Иногда, когда вы пытаетесь контролировать ситуацию, она вообще исчезает. Я представляю себе мамашу, которая носится по музею естественной истории, словно пытаясь передать интерес к гигантским динозаврам своим детям-подросткам, а те расхаживают по музею со скучающим видом, изредка фотографируя что-то на телефон.

Хотя мотивацию нельзя вызвать силой, некоторые факторы способствуют ее появлению, помогая детям прогрессировать от стадии отсутствия мотивации («не хочу, не буду») до стадии внешней мотивации («сделаю только потому, что меня заставляют»), затем до интроецированной мотивации («стыдно, что не делаю»), за которой следует интегрированная мотивация («понимаю, зачем мне это надо») и, наконец, истинная мотивация («мне нравится это делать»). Можно выделить три основных фактора, способствующих мотивации, – стремление к компетентности, потребность в связи с другими и личный выбор.

читайте также

Искать смысл в том, что мы делаем

Стремление к компетентности

Это открытость и интерес к новому, поиск возможностей для обучения и получения новых навыков. Стремление к компетентности заметно уже у младенцев – они играют, учатся взаимодействовать с предметами вокруг себя и исследуют окружающий мир. Когда ребенок делает первые шаги, падает и снова встает – это стремление к компетентности. Мы все хотим быть компетентными, уметь хорошо что-то делать, и это желание не пропадает с возрастом, но нередко становится более узконаправленным – например, нам очень хочется достичь мастерства в футболе или макияже, а учеба нас не интересует. Присмотритесь к своему подростку – в какой сфере он хочет стать компетентным? Можно ли перенаправить его увлечение куда-то еще? Может, есть смысл поискать в Google информацию о химическом составе губной помады, если это поможет заинтересовать дочь наукой? Стоит помнить и о том, что, например, для 12-летнего может быть тяжело прочитать целую главу учебника. Можно разделить ее на подразделы, разбив одну большую цель на несколько маленьких. С каждым прочитанным подразделом компетентность будет понемногу расти.

читайте такжеКак правильно реагировать на критику

Связь с другими

Речь о нашей глубинной потребности строить отношения и быть вместе с другими людьми. Как говорил один из основателей позитивной психологии Крис Петерсон (Chris Peterson): «Для нас важны другие». Чтобы удовлетворить эту потребность, нужно выстраивать надежные отношения и ощущать себя полноценным членом общества. Маленькие дети склонны выстраивать отношения с членами семьи, а вот подростки гораздо чаще тянутся к сверстникам. Это можно использовать и для повышения их мотивации: пригласите друга своего ребенка на семейный пикник, предложите группе его друзей вместе поработать над проектом или запишите вашего сына или дочь в кружок или на занятия, где их новые товарищи скорее всего будут «одобрять» какие-то виды деятельности, которые вашего ребенка раньше не интересовали. Мой 16-летний Эндрю каждую субботу занимается в театральном кружке. Последние года три музеи казались ему недостаточно «клевыми», но недавно он вдруг занялся своим культурным кругозором – просто потому, что девочка из этого кружка, которая ему нравится, интересуется искусством.

читайте такжеПочему почти достигнутый успех так мотивирует

Личный выбор

Это значит, что мы действуем по собственному решению (а не из-за внешних факторов), а также согласуем свои действия с нашей системой ценностей. Личный выбор крайне важен для мотивации. Если мы вольны выбирать, что нам делать, нам проще ценить причины, по которым мы делаем этот выбор. Напротив, если мы делаем что-то не по своей воле, гораздо труднее выработать внутреннюю мотивацию. Поэтому дополнительные награды за достижения, для которых у человека должна быть собственная мотивация, на самом деле лишь ухудшают его результаты. Поэтому забудьте о том, чтобы обещать подростку новый смартфон за хорошую оценку на экзамене, и, как бы страшно это ни звучало, переложите на него ответственность за его жизнь. Когда они поймут, что это реальная ответственность («Я не буду выбирать за тебя, куда тебе поступать»), то, скорее всего, будут к ней готовы.

читайте также

Как достичь желаемого за 5 шагов

Результаты исследований показывают нам, что бывает, если не уделять внимание этим трем факторам. Обнаружилось, что дети контролирующих родителей меньше любят играть, чем дети родителей, развивающих в ребенке самостоятельность. Похоже, что родительский контроль портит ребенку удовольствие от самого естественного для него занятия. В итоге неудовлетворенность базовых потребностей (из-за холодных, контролирующих родителей) приводит к поиску внешних заменителей. К примеру, подростки, матерей которых оценивали как холодных и не заботливых, больше интересовались материальными потребностями (деньги и вещи) в качестве компенсации.

Кстати, мы можем многое узнать о том, как мотивировать подростков, из игры Angry Birds. Те особенности игр, благодаря которым ваше чадо часами сидит со смартфоном или перед игровой приставкой, можно использовать и для достижения успеха в учебе. Много небольших заданий, прогрессирующая сложность, постоянная обратная связь (рост компетентности), интересная история (личный выбор), возможность соревнования с друзьями (связь с другими) – вот вам и рецепт сильнейшей мотивации.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Олег   
    62 недели назад

Мотивация? Директора жалуются о том что у планктона мотивации нет? Стремление к компетентности? Вы наверно смеетесь) или не понимаете очевидных вещей... Наши дети не мотивированны на учебу? Не удивительно - их обучают не мотивированные маргиналы, посмотрите кто поступает в пед? те кого ни куда не взяли. С точки зрения подростка - учитель - это не просто неудачник, батан и отстой, это человек, который системно не догоняет, не рубит фишку, тормозит и т.д. Как правило, осознанно, неосознанно - учителя это понимают и отвечают тем же, только, в отличии от своих УЧЕНИКОВ, они скрывают свое отношение... О какой мотивации можно говорить? Неудачник может научить только тому что умеет..., отсюда, его, как правило, никто не слушает (это относится и к высшей школе). Идем дальше, есть же еще информационная среда, которая с момощью инета, зомбоящика и пр. - мягко обволакивает вашего ребенка. И на что, интересно знать, мотивирует детей - вк? - сиски, письки, селфи, ржака и т.д. - вашего ребенка настраивают на сверхпримитивный уровень восприятия. А вот это создает реальную мотивацию, а не демагогия, которую подросток слушает в школе! Ок, вы туда не заглядываете, а зря,...!!!! Да и не нужно - включите зомбоящик и посмотрите дом2, универ или любую другую "молодежную" шнягу - или не молодежную, какая разница... Назовите хоть один сериал, который пиарит - компетентность...???? Для того, чтобы человек хотел быть специалистом - ему надо это желание прививать! На данный момент, в обществе закрепилось четкое понимание того, что вознаграждается не труд (работать это отстой), вознаграждение приходит от должности - на которой можно - попилить, получить откат, (для наиболее инициативных) провернуть схему... Из соц опросов известно, что большинство из нынешних студентов не желает даже собственным бизнесом заниматься, молодые люди массово хотят занять сытненькую должность и желательно в госкорпорации, причем такую, чтобы побольше получать и поменьше делать. (А разве вы не такие?) Кстати, это все не значит, что мотивации нет, она есть, но она маргинально-потребительская. И перед родителями, которые желают воспитать из своего ребенка достойного человека стоит действительно титаническая задача! Так что как-то так...(((( Удачи!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье