psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Мария Фаликман
Мария Фаликман
когнитивный психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры теоретичес​кой и прикладной лингвистик​и филологического факультета​, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Память в эпоху интернета: «помню» или «знаю, где искать»?

Еще недавно казалось, что появление интернета не вызовет заметных перестроек в работе памяти, что сеть станет своего рода энциклопедией, в которой искать информацию легко и удобно. Однако исследования показывают, что все не так просто.
На открытие берлинского офиса Google ФОТО Getty Images 

Все чаще, когда перед нами встает трудный вопрос, мы, сами того не осознавая, рассчитываем на поисковые системы. Это неосознаваемое желание воспользоваться поиском может обнаружить себя самым неожиданным образом. Психологи продемонстрировали это, используя знаменитый «тест Струпа» с называнием цвета разноцветных слов. Например, если слово «синий» написано красными буквами, то дать правильный ответ «красный» нам намного сложнее, чем если это же слово написано синими буквами: мы воспринимаем значение «цветного» слова непроизвольно и держим его в голове, даже когда нас об этом не просят.

читайте такжеИнтернет заставляет считать себя умнее, чем мы есть
Эксперимент Бетси Спэрроу

В эксперименте Бетси Спэрроу (Betsy Sparrow) вместо названий цветов были использованы названия интернет-поисковиков (например, Google или Yahoo) и названия брендов одежды (например, Adidas). Но перед тем как приступить к обозначению цвета шрифта, участник эксперимента отвечал на вопросы. Одни вопросы были полегче (допустим, «Столица Франции – Париж?»), другие потруднее (скажем, «Какой из городов больше по площади: Париж или Лондон?»). И оказалось, что после более трудных вопросов люди медленнее называли цвет слов, обозначающих интернет-поисковики. Поскольку думали о них, когда пытались, иногда безуспешно, ответить на поставленный вопрос1.

В другом, не менее остроумном исследовании участников просили вводить разнообразные факты в компьютер, например, «Глаз страуса больше его мозга». При этом половина участников должна была запомнить эти факты, а вторая половина просто их набирала. Каждая из половин делилась еще на две половинки: одним сообщали, что все факты, которые они вводят, будут сохранены в компьютере, а другим – что данные будут стерты. Последующая проверка того, что запомнили все участники исследования, дала удивительные результаты: те, кто был убежден, что введенные факты хранятся в компьютере, запомнили меньше! И даже специальная инструкция запоминать слова им не помогла. В дополнительном исследовании людям рассказывали, где именно будут храниться введенные ими факты, и оказалось, что название папки, где можно будет найти нужные сведения, откладывается в памяти лучше, чем сами факты!

читайте также

10 вопросов, чтобы освежить память

Следствием подобного «распределения» памяти между человеком и компьютером становится то, что мы сами уже не вполне различаем нашу собственную память и информацию, которую можно найти в интернете. Пару лет назад американский исследователь Эндрю Уард (Andrew Ward) провел исследование, участники которого отвечали на вопросы экспериментатора с использованием поисковых систем2. Те, кому удавалось правильно ответить на вопросы, оценивали свою память в целом выше, чем те, кто ответов не нашел. Иными словами, тем, кто успешно отвечал на вопрос с помощью поисковиков, казалось, что их собственная память работает лучше, чем тем, кто ответа на вопрос не находил. В другом эксперименте людей просили либо самостоятельно дать объяснение некоторым явлениям (например, «как работает застежка-молния» или «отчего возникает торнадо»), либо «уточнить» объяснение в интернете. Оказалось, что после поиска в интернете, даже если этот поиск не привел к результату, участники эксперимента начинают переоценивать свою способность объяснять явления даже в областях знания, не связанных с теми, о которых их спрашивали3. И только на факты из их собственной жизни переоценка не распространялась. Но не исключено, что скоро ситуация изменится и здесь: мы все чаще публикуем фотографии и рассказываем о событиях из нашей жизни в блогах и социальных сетях, а потом сами возвращаемся к этим записям. Станет ли в итоге наша автобиографическая память лучше, хуже или просто иной – покажет время. И конечно, исследования.

1 B. Sparrow et al. «Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips», Science, 2011, vol. 333.
2 А. Ward «Supernormal: How the Internet Is Changing Our Memories and Our Minds», Psychological Inquiry, 2013, vol. 24.
3 M. Fisher et al. «Searching for Explanations: How the Internet Inflates Estimates of Internal Knowledge», Journal of Experimental Psychology, 2015, vol. 144 (3).
читайте также

Вячеслав Иванов: «Мы развиваемся рывками – и не всегда это рывки вперед»

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Mhasga   
    69 недель назад

Удивитeльнo, как звeздaм удается быстро худеть. Окoзывaeтся, чтo не так все слoжно, вoт в интервью Пoлинa Гaгaринa рaccкaзaлa кaк eй yдaлось пoxyдеть БEЗ диeт и спopтзaла, вот само интервью - l.ly/polina - Bce очeнь пpoсто, лeгко и бeзопaснo для opганизма. По ee мeтoдике , я yжe зa пapy нeдeль сбpoсила 7 Kг!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье