psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Жан-Клод Кауфман
Жан-Клод Кауфман
(Jean-Claude Kaufmann), социолог, писатель. На русском языке вышли его книги "Первое утро вдвоем", "Одинокая женщина и прекрасный принц" (У-Фактория, 2005).

Бывает ли бедность хорошая и плохая?

Как благополучное общество может мириться с тем, что у кого-то нет крыши над головой? Каждый раз меня охватывает одно и то же чувство неловкости. Самое ужасное, что я не знаю, как себя вести.

Я мечтаю о том, чтобы государство решило эту проблему, чуть-чуть повысив нам всем налоги. Но вместо этого оно предоставляет каждому решать за себя. И чтобы принять решение, приходится заглянуть в бездонную пропасть вопросов. Ведь нищих сейчас в городах стало столько, что невозможно подать всем. Приходится их «сортировать», придумывать для себя какие-то критерии. И вот тут возникают трудности. Возьмем, к примеру, тех, кто поет в метро. Некоторые из них настолько талантливы, что трогают нас до глубины души. Неизвестно, правда, волнует ли нас их музыка или их страдание. Впрочем, какая разница! Я вижу, что это заставляет людей автоматически открывать кошельки, и горка монет быстро растет. Очень хорошо. Но следом по вагону идет еще один музыкант, еле-еле берущий аккорды, с сиплым от выпивки голосом. Все опускают глаза, и я вижу, как он нерешительно протягивает руку, заранее смирившись с неудачей. Ни единой монеты. Он исчезает, со смешанным выражением стыда и загнанного внутрь гнева, невнятно цедя ругательства сквозь гнилые зубы. Мне, как и остальным пассажирам, после его ухода стало легче, но ненамного: остался груз вины и множество вопросов. Почему я, как и все, подал талантливым музыкантам, отказав в помощи несчастному, который наверняка нуждался в ней больше? А ведь есть еще и те, у которых нет совсем никаких способностей, которые можно было бы «монетизировать»: они довольствуются тем, что просят на пропитание, или даже просто молча сидят на тротуаре. Так какими же критериями я должен руководствоваться?

ТЕПЕРЬ КОНКУРЕНЦИИ ПОДВЕРЖЕНЫ И ТЕ, У КОГО НИЧЕГО НЕТ И КТО ПОЭТОМУ К НЕЙ СОВЕРШЕННО НЕ СПОСОБЕН.

Верно ли, что есть «хорошие нищие», чистоплотные и способные добиваться своего, и «плохие нищие», не умеющие подать себя? Или же мне нужно рассуждать с точностью до наоборот и в первую очередь помогать тем, кто ни на что не способен? При таком подходе, изучая кандидатуры тех, кто претендует на мою милостыню, я обнаруживаю, что существуют настоящие привидения, беззвучные и почти невидимые ходячие мертвецы. Но я вижу и то, что некоторые из них на самом деле виртуозно исполняют эту роль, давя на жалость, и это ставит меня в тупик. Так что перевернутые критерии тоже не ведут к решению! Наше общество стало ареной конкурентной борьбы буквально во всем. Каждую минуту во всех сферах жизни (в учебе, на работе, дома) мы должны быть лучше конкурентов, лучше коллег, лучше друзей. Высшая несправедливость состоит в том, что теперь эта конкуренция распространилась и на самых бедных, на тех, у кого ничего нет и кто именно поэтому совершенно к ней не приспособлен. Раньше бедность была участью, теперь же она бросает на нищего черную тень подозрения в том, что он просто ни на что не годен, – и это как раз самое невыносимое.

читайте такжеКак обрести личную силу? 5 шагов
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


З. БАУМАН: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА БЕДНОСТЬ? www.vk.com/club48902771?w=wall-48902771_333%2Fall"Карл Маркс однажды – во времена только еще формировавшегося, дикого и необузданного капитализма, слишком малограмотного, чтобы рас­шифровать даже ясные предострежения – ска­зал, что рабочие не могут освободиться сами, не освободив и всех остальных членов общества. Сегодня, в эпоху триумфа капитализма, не нуждающегося в предостережениях и даже границах, можно сказать, что все человечество не может освободиться от атмосферы стра­ха и бессилия, если беднейшая его часть не освободится от нужды и бедности. Короче говоря: наличие большой армии бедняков и широко известная бедственность их положения являются для существующего порядка важ­нейшим и, возможно, даже решающим, уравновешивающим фактором. Его значение заключается в смягчении восприятия условий жизни потребителя, пребывающего в вечной неопределенности, условий которые в иной ситуации выглядели бы отталкивающими и отвратительными. Чем безысходней в их восприятии нужда и бесчеловечность существования бедняков, живущих в других странах или на соседней улице, тем лучше они играют свою роль в той драме, сценария которой они не писали и на которую не проходили проб. С давних времен людей вынуждают мириться с судьбой, какой бы суровой она ни была, для чего им демонстрируют красочные картинки ада, готового поглотить всякого бунтовщика. Подобно атрибутам того света, предназначенным для этих целей, преисподняя перенесена сегодня на землю, прочно укоренена в мирскую жизнь и представлена в виде, готовом для мгновенного употребления. Нынешние бедняки – это коллективный «другой» перепуганных потребителей; они теперь олицетворяют ад, причем гораздо более осязаемо и убедительно, чем это показано в книге Сартра «За закрытой дверью».
Psy like0

Общество не просто мириться с бедностью, оно (капиталистическое общество) создает бедность. капитализм: интериоризация схем принуждения www.al-ven.livejournal.com/453401.htmlВ продолжение темы о странноватой "любви" к социальному неравенству среди части граждан и т.п. Повторю также ссылку на отрывок из З. Баумана "Для чего нужна бедность". Бедные нужны "небедным" для поддержания своего же зависимого и управляемого состояния; первые это постоянно напоминание для последних о том, что "нужно слушаться" (кого-то конкретно, или анонимную, "распыленную" власть). Так (само-)поддерживается страх. Экономика (деньги, занятость и пр.) - эффективнейшее средство социально-психологического контроля). Если не будет бедных, если не будет возможности обнищания (хотя бы... путем введения системы обязательного дохода), не будет возможности остаться без жилья, без медицинской помощи и т.п., то... :) не будет страха. Во всяком случае это устранит фундамент большинства страхов. А значит... человек (люди) окажется перед возможностью выбора и изменений. Но этому препятствует система, где роли жестко распределены, а люди не гут (пока) изменить правила и метаправила (как в семейной системе). Поэтому не стоит удивляться распространенной реакции на идею равенства и социальной справедливости, на модель общества, где не будет бедных и обездоленных, надо просто понимать смысл этой реакции. Люди боятся свободы, они боятся, что им нечего будет бояться, со всеми вытекающими))) Вот и получается, что бедные нужны небедным затем, чтобы поддерживать свою зависимость и свои страхи (есть и другие стороны этого вопроса, конечно же). А всякая чушь типа, "это их выбор" и пр. - не более чем рационализация, работа защит. Так люди превращаются в средство (часть фантазий и страхов других), но это, к сожалению, сплошь и рядом. Так поддерживается существующая капиталистическая система, которая служит непонятно каким уже целям и полностью безжалостна по отношению к людям.
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье