psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Вадим Ротенберг
Вадим Ротенберг
психофизиолог, профессор Тель-Авивского университета (Израиль). Его сайт: rjews.net/v_rotenberg

22 апр 2014 16:06

Свобода воли – что это?

Принято считать, что свобода воли - одна из важнейших ценностей человека. Но обладаем ли мы действительно свободой воли? И где ее границы?
Свобода воли предполагает ответственность за проявления этой волиСвобода воли предполагает ответственность за проявления этой воли

У моей родственницы в юности была подруга, которая рано вышла замуж. Вскоре после этого моя родственница заметила, что у нее очень скверные отношения с мужем. Он во всем навязывал ей свою волю, совершенно с ней не считался и, случалось, применял силу, если был чем-то недоволен. Она только плакала и молча терпела. На прямой вопрос: «Почему ты не разведешься с ним и не освободишься от всех этих издевательств?» она ответила: «А зачем? Что я буду делать со своей свободой?»

Подруга ее была шокирована таким отношением к себе и потеряла к ней интерес. Она ощутила какую-то пустоту – не только в ее жизни, но и в ее личности. И была права.

Как свобода связана с личностью, с самоощущением человека? Прежде чем обсуждать этот вопрос, поговорим о том, обладает ли человек вообще свободой воли, может ли он действовать в соответствии с собственными желаниями, или его поведение полностью определяется условиями его существования и действующими на него разнообразными факторами среды. Это предмет давних дискуссий философов и специалистов в области естественных наук.

читайте такжеЧто такое чувство свободы?

С одной стороны, при рассмотрении простых произвольных действий (я хочу поднять руку и поднимаю ее) свобода воли кажется очевидной. Но, во-первых, при таком ее рассмотрении люди не отличаются от животных, поведение которых тоже далеко не всегда определяется Павловскими условными рефлексами: они могут бежать куда хотят, для удовлетворения любопытства, а не в поисках пищи и для спасения от опасности. Но согласны ли мы, чтобы наша свобода воли, которой мы гордимся, была приравнена к свободному поведению животных? Не утрачивается ли при этом что-то важное в самом понятии cвободы?

Во-вторых. Наше поведение действительно может быть свободно по избранной цели, но, как и поведение животных, ограничено особенностями физиологических механизмов его выполнения. Многие физиологи фиксируются на этом. При всем желании мы не можем совершить действия, выходящие за рамки возможностей нашего опорно-двигательного аппарата, и совершить кульбит, не предусмотренный моторикой суставов. Но, по-моему, обсуждать такие ограничения поведения при рассмотрении вопроса о свободе воли так же абсурдно, как утверждать, что мы при всем желании не можем пройти сквозь каменную стену и, значит, свобода отсутствует.

Главным проявлением свободы является личностный выбор из множества реальных возможностей поведения. Действующие на нас при этом факторы нередко противоречат друг другу или дополняют друг друга, и вычислить однозначный алгоритм этих отношений невозможно. К таким факторам относятся наши установки, сформировавшиеся в процессе развития личности, отношения с другими людьми, сиюминутные побуждения и многое другое. Свобода состоит не в игнорировании всех этих факторов, а в способности к формированию во взаимодействии с ними целостного поведения, направленного на ведущую цель. Их игнорирование – не проявление свободы от них, а произвол. Произвол отличается от свободы воли не только отсутствием прогноза результатов своего поведения (этот прогноз может быть и ошибочным), но отсутствием самого настроя на такой прогноз. Но ведь объективно действующие факторы при этом не исчезают. Просто их игнорирование делает поведение хаотическим и разрушительным.

Свобода воли – это свобода выбора из многих потенциальных возможностей, и она ограничена только целостным ощущением самого себя, своей личности, своего образа «Я», что делает ее не беспредельной, но наполняет смыслом. Это может показаться парадоксальным, но именно такое ограничение определяет свободу воли человека в отличие от произвола и в отличие от животных, у которых есть физиологическое ощущение себя, но нет образа «Я».

Человек не может быть свободен от самого себя, он должен быть в мире с представлением о себе, и это, конечно, ограничивает свободу нашего выбора, но избавляет и от разрушительных внутренних конфликтов, и от подчинения внешнему давлению, и от минутной прихоти. Как когда-то сказал Булат Окуджава советскому чиновнику в ответ на неприемлемое предложение: «Вас я, может быть, вижу первый и последний раз, а с собой мне предстоит жить всю жизнь». Вот это и есть проявление внутренней свободы, противостоящей навязыванию чужой воли.

Если у человека нет этого ощущения себя и не сформирован образ «Я», ему действительно нечего делать с предоставляемой ему свободой, она выльется в разрушающий произвол, и в страхе перед этим он может предпочесть зависимость от других, как та женщина, с которой я начал рассказ. Моя родственница была права, что это глубокая проблема ее личности.

читайте такжеСила воли и разное ее понимание
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Свобода воли – это возможность личности делать выбор вне зависимости от любых обстоятельств. А так как любая материя, любые законы природы, любое взаимодействие в природе есть обстоятельствами – свобода воли не может быть порождением материи. И тут возникает много очень интересных вопросов. Подробнее по ссылке www.apologet.net/svoboda-voli-novyiy-vzglyad/
Psy like0
новый номерОКТЯБРЬ 2016 №8126Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Чего хотят мужчины?Чего хотят мужчины?Быть мужчиной сегодня – совсем не то же самое, что сто лет назад. Мужественность сегодня оказалась под угрозой: мужчины сомневаются в своей идентичности. Кого-то перемены радуют, кого-то печалят. Что думают об эволюции сильного пола эксперты? Сексолог Ирина Панюкова объясняет конфликт полов несовпадением взаимных ожиданий, а поэт Дмитрий Плахов рассказывает о трудном выборе между страстью и привязанностью. Так что же значит быть мужчиной в XXI веке? Все статьи этого досье
Все досье