Как нас изменяет боль

«Наша поездка в Венецию должна была стать романтическим путешествием влюбленных, а обернулась кошмаром, – вспоминает 37-летняя Марина. – Из-за ужасной мигрени я не могла ни говорить, ни открыть глаза и мечтала лишь о темноте и тишине. Вокруг не было никого и ничего – только непрерывная пульсация боли». Но спутник Марины расценил ситуацию по-своему. «Он решил, что я его просто не люблю, и мигрень тут ни при чем». В те дни Марина сделала для себя открытие: необычайно трудно рассказать другим о своей боли.

В такие моменты мы чувствуем себя «предельно одиноко», поясняет философ Арне Юхан Ветлесен. Боль обладает совершенно особой властью над нами: она не только причиняет физические страдания, но и в один момент лишает нас «всех способностей, достижений и устремлений, уменьшает нашу веру в свое всемогущество, сбрасывает наше «Я» с пьедестала».

У кого ни разу за всю жизнь не болела голова или, скажем, зубы? Но все равно физическое страдание остается особенным, своим для каждого из нас – насколько сильна наша боль, другим объяснить невозможно...

Для нас она всегда будет своей, особенной: насколько сильна наша боль, другим объяснить невозможно.

Ее не так-то просто описать. Боль может быть пульсирующей, глухой, тупой, острой, жгучей, ноющей – врачи, пытаясь определить ее характер, используют самые разные слова.

Боль, порожденная одной и той же причиной, может быть непомерной или почти незаметной. «То, что чувствует человек, нельзя измерить – это чисто субъективный феномен», – объясняет невролог Галина Дюкова. Восприятие зависит от множества факторов: от возраста, воспитания, культурных традиций и даже от ситуации, в которой оказался человек. «Раненый спасатель может вообще не чувствовать боли, если шансы спасти других еще велики, – приводит пример невролог. – И наоборот, его страдание будет сильнее, когда шансы помочь угасают».

Ощущение боли у женщин и мужчин тоже имеет свои особенности. Женщины привычнее к ней, ведь боль сопровождает их всю жизнь (при месячных, при родах). «Но именно они раньше начинают ее ощущать и переносят тяжелее, – рассказывает Ален Сери (Alain Serrie), президент Французского общества изучения и лечения боли. – Порог чувствительности мужчин выше, но им труднее справиться с тревогой, которая моментально возникает у них при болезненных ощущениях, – ведь они воспринимают боль прежде всего как сигнал опасности».

По-иному ощущают ее и представители разных национальностей. В ходе одинаковых офтальмологических операций итальянцы испытывали большую боль, тогда как ирландцы утверждали, что от нее не страдают*. Также имеет значение и опыт переживания боли, добавляет психотерапевт Игорь Шац: «Те, кто часто болеет, легче переносят незначительные боли, потому что они для них привычны». Он также подчеркивает, что многое зависит от личностных особенностей: легче справляются с болезненными ощущениями люди упрямые, педантичные. Труднее тем, кто склонен все в жизни преувеличивать, капризничать, акцентировать внимание других на себе.

Медитация как анальгетик?

Приверженцы дзен-медитации, скорее всего, менее чувствительны к боли. К такому выводу пришли канадские психологи в ходе эксперимента с участием двух групп испытуемых: в первую входили люди, практикующие дзен-медитацию, во вторую – те, кто не был знаком с этой практикой*. К икрам участников прикладывали нагревающиеся пластины, температура которых постепенно нарастала до тех пор, пока человек мог терпеть. В первой группе порог выносливости оказался намного выше. Испытуемые контролировали свое дыхание (делая около 12 вдохов в минуту) и за счет этого смогли уменьшить интенсивность ощущения боли почти на 20%. Некоторые из них сумели выдержать прикосновение пластины, нагретой до 53 °С. Ученые объясняют это тем, что регулярные занятия медитацией приводят к изменениям тех частей нашего мозга, которые регулируют болезненные ощущения.

Читайте также: Чему меня научила болезнь

* J. Grant, P. Rainville «Pain sensitivity and analgetic effects of mindful states in zen mediators». Psychosomatic Medicine, 2009, № 1.

Об этом

«Философия боли» Арне Юхан Ветлесен

«Философия боли» Арне Юхан Ветлесен

Норвежский философ, профессор Университета Осло отважно анализирует феномен боли. На его взгляд, современное общество совершает метафизическую ошибку, рассматривая физическую боль исключительно в негативном ключе и неоправданно придавая первостепенное значение психическим страданиям (Прогресс-Традиция, 2010).

Вдали от других

Боль – наше общее, но не объединяющее несчастье. Наоборот, она изолирует нас, замыкает во внутреннем мире, из которого мы уже не можем достучаться до других (как и другим невозможно вступить в контакт с нами). Кроме того, продолжает Игорь Шац, «тяжелая и длительная боль разрушительна для человека, она часто делает его раздражительным, агрессивным, желчным, он начинает мрачно смотреть на мир». А это, в свою очередь, может вызывать непонимание и отторжение у близких. Так страдание одного ведет к страданию другого.

Особенно остро переживают свою неспособность уменьшить страдания родители больных детей. «Год назад, когда дочери было 10 месяцев, ей сделали сложную операцию на кишечнике. Как же я терзалась тогда из-за того, что не могу помочь! Она не хотела, чтобы я брала ее на руки», – вспоминает 30-летняя Мария. Даже маленьких детей боль отделяет от всего, что с ней не связано, отдаляет от других людей. В каком-то смысле она является физической границей между человеком и окружающим миром. И этот разрыв просто непереносим для матерей. Они лишаются близости с ребенком и сами стремятся ощутить боль, как будто это может уменьшить его страдания. «Боль, которую испытывает ребенок, усиливает фундаментальное чувство вины матери, «выбросившей», говоря словами философа Мартина Хайдеггера, свое дитя в мир», – подчеркивает социолог и антрополог Давид Ле Бретон (David Le Breton)**.

Осознавая себя по-новому

Для женщин ощущение боли привычнее, чем для мужчин, но чувствовать ее они начинают раньше и переносят тяжелее.

В страдании мы всегда одиноки – и благодаря ему остро осознаем свою особость, отличность от других, идентичность. «Где у меня болит, там я и есть, – делился швейцарский писатель Фриц Цорн. – Во время сильных приступов боли ты осознаешь свое тело настолько же, насколько оно наполняет тебя болью»***. 57-летняя Ирина испытала это, когда заболела раком груди. «Мое тело самым жестоким образом напоминало мне о себе. Я постоянно чувствовала «зверя», который поселился у меня под мышкой. Я могла даже ощущать контуры разреза, который мне сделали во время операции. И даже когда боль наконец утихла, эти ощущения не исчезли. Я все еще продолжаю прислушиваться к себе».

Это чуткое присутствие внутри себя самого может открыть нам новое измерение нашего существования. Вырывая нас из привычного ощущения себя (какими мы были «до боли»), страдание вынуждает пройти через большую или меньшую метаморфозу: в худшем случае оно разрушает нас безысходной болью, в лучшем – заставляет ставить перед собой новые вопросы.

«Мой способ восприятия физической боли сообщает нечто глубокое и важное о том, кто я есть, то есть боль является способом выражения моей индивидуальности, моей непохожести на остальных», – пишет Арне Юхан Ветлесен. Боль говорит нам о нас самих и о нашей свободе. Почему мы терпим? Почему не желаем терпеть? Что происходит в самых глубинах нашего существа, когда мы ощущаем, что обезоружены, обездвижены болью, или, наоборот, острее чувствуем собственную силу и свободу?

Острая боль иногда может заставить желать смерти, но она же способна обострить и желание жить – наполненно и активно. Или же научить ценить мгновения жизни без боли – как это нередко происходит у хронических больных. «Любое испытание, если мы проходим его и не ломаемся, делает нас сильнее, – размышляет Игорь Шац. – Пережив боль, мы учимся терпеливому отношению к себе и другим, умению понимать страдания другого, ценить то, что у нас есть. Этот важный жизненный опыт способен сделать нас лучше и чище. То, что мы пережили, повышает нашу самооценку и придает жизненных сил».

В самых крайних случаях боль может стать вызовом – когда человеку необходимо научиться с ней сосуществовать. «Мне всегда будет больно, – делится Ирина, – но боль может быть сильнее меня или слабее. Я живу с ней и учусь приспосабливаться: не ношу тяжестей, избегаю определенных движений. Я горжусь тем, что прошла через это испытание, но мне хотелось бы вернуться в свою прежнюю жизнь без особых забот».

Найти смысл, чтобы ее преодолеть

Даже когда страдание постоянно, можно попытаться придать ему смысл – например,с помощью психотерапии, медитации, йоги.

Свидетельства тех, кто испытал физические муки, говорят об одном: с ними легче справиться, если удается найти смысл в своем испытании. Впрочем, вокруг нас немало и менее экстремальных примеров: спортсмены, для которых боль – мерило интенсивности тренировок; женщины, которые отказываются от обезболивания при родах. «Когда ясна мотивация, когда человек знает, ради чего терпит боль, перенести ее, конечно, легче», – подтверждает Игорь Шац. Но даже при хронических болях можно попытаться придать им смысл: в этом многим помогают психотерапия, медитация, йога.

Это возможно даже на пороге смерти. Иногда обреченные пациенты говорят том, что болезнь и боль обнажили перед ними важные истины. Боль изменяет наше самовосприятие и наше отношение к миру. Она может также стать нашей силой. Встреча с ней – особое путешествие к глубинам собственного «Я», очень тайным и очень личным.

* American Sociological Review, 1966.

** D. Le Breton «Expériences de la douleur» (Métailié, 2010).

*** F. Zorn «Mars» (Gallimard, 1982).