Медитация: взгляд без пристрастия

Карине 34 года, она работает торговым представителем фармацевтической компании. По делам ей приходится часто летать в командировки, а она… панически боится полетов. В поисках решения Карина придумала особый ритуал: минут за 40 до посадки она приходит в часовню для пассажиров аэропорта «Домодедово». Нет, не для молитвы — она ищет (и находит) силы в самой себе.

«Минут пятнадцать я просто сижу в тишине, не мешая паническим мыслям (типа «Конечно, при взлете будет болтанка!») проноситься в голове. Но, если при этом я глубоко дышу, волнение понемногу утихает и я чувствую, что уже могу сесть в самолeт».

Александру 43 года, он топ-менеджер автопредприятия. Ежедневно во время перерыва минут двадцать он гуляет по аллее, ведущей к проходной, причем делает это сознательно. «Я чувствую, что во мне распахиваются какие-то окошки, мое сознание словно расширяется, — говорит он. — После этого я возвращаюсь на работу посвежевший». Только ли посвежевший? Что именно с ним происходит за эти двадцать минут?

Внутреннее путешествие

Александр и Карина, как и множество людей западной цивилизации, открыли для себя, даже не подозревая об этом, силу самоуглубления, про которую в Индии или Японии знают с незапамятных времен. В современном мире, где человек живет под гнетом тысяч обязательств и запретов, порой уже неясно представляя себе, кто он, собственно, такой, медитация вполне может оказаться самым простым и точным способом найти путь к себе.

Правда, нужно еще разобраться в том, что такое медитация.

«Безусловно, многие знают, что она пришла к нам с Востока, считая ее особым состоянием, в котором пребывают йоги, сидя в позе лотоса, — говорит московский преподаватель йоги Илья Дунаевский. — Но это очень поверхностный взгляд».

«Медитация — общее название широкого диапазона приемов, которые направлены на расслабление тела и успокоение разума», — объясняет психотерапевт Виктор Макаров.

Медитировать — не значит грезить наяву. Это в первую очередь действие, духовная практика, которая посредством определенных поз и движений позволяет совершить некое внутреннее путешествие, пробудить телесную память, очистить разум и душу от лишнего, наносного и приблизиться к истинному в себе.

Усмирение интеллекта

Существует много способов начать это путешествие внутрь себя (тибетские практики, медитация дзен, индо-бирманская випассана…), но в общем они предполагают несколько этапов: сохранение определенной позы тела, период концентрации, отстраненное наблюдение своих мыслей и, наконец, собственно медитацию.

Медитировать можно и в движении — во время прогулки, утренней пробежки — и уж совсем не обязательно в позе лотоса, уточняет Виктор Макаров, тем более что большинству просто сложно ее принять.

Медитация сама по себе не цель, она лишь способ, который помогает оказаться в особом — некоторые называют его «просветленным» — состоянии сознания. Самое важное в этом процессе — сосредоточиться на внутреннем мире и «остановить» мышление, чтобы уйти от повседневного, привычного взгляда.

«Это возможность обрести себя подлинного, — говорит этнопсихолог Игорь Жуков. — В этот момент отключаются разные фильтры, ограничения и установки, которые с детства регулируют жизнь. Мы получаем возможность почувствовать и то, что скрывается у нас внутри, и то, как устроен мир вокруг. Наш взгляд больше не зависит от навязанных установок».

В отличие от релаксации, больше нацеленной на снижение мышечного тонуса, медитация требует бдительности и сосредоточенности

Цель такого внутреннего путешествия — временное отключение той части психики, которая постоянно перерабатывает информацию, соприкосновение с безмыслием, понимаемым одновременно как «пустота» и «бесконечность». Сначала эти встречи внезапны и мимолетны, но благодаря регулярным упражнениям они происходят у медитирующего все чаще.

В отличие от релаксации, больше нацеленной на снижение мышечного тонуса, внутреннего напряжения, медитация требует бдительности и сосредоточенности. В этот момент сознание изменено, но, в отличие от транса, изменено нами лично, по собственной воле. Медитирующий сам контролирует себя и свои реакции, и никто не может им манипулировать.

«Если крепко держать вожжи нашего интеллекта — словно несущегося галопом скакуна, мы постепенно можем открывать все большее и большее свободное пространство между его «прыжками», — объясняет Жак Шок, преподающий йогу во Франции уже более трех десятков лет.

Как это отражается на здоровье

Меняя внутренний мир человека, медитативная практика может благотворно влиять и на его тело, считают наши эксперты.

Виктор Макаров, психотерапевт: «Замечено, что занятия медитацией способны уменьшать головные, менструальные боли, снижать кровяное давление и частоту сердечных сокращений, снимать беспокойство и облегчать хронические, например, простудные болезни. Это действительно может быть важным дополнением к традиционным методам лечения».

Игорь Жуков, этнопсихолог: «Многие болезни связаны с бесконтрольностью наших эмоций и желаний, а медитация помогает этот эффект преодолевать. Когда мы погружаемся в себя, нормализуются и биохимические процессы организма, включаются механизмы саморегуляции, которые разладились по тем или иным причинам».

Фредерик Розенфельд, психиатр: «Сама по себе медитация не терапия, ее оздоравливающий эффект — скорее своего рода бонус. Исследования последних 30 лет показали, что медитация снижает уровень стресса, помогает при некоторых видах фобий, вдвое снижает вероятность рецидива депрессии, повышает иммунитет. Однако постоянная медитация показана не всем: у некоторых людей с хрупкой психикой она может вызвать приступы тревоги, ощущение потери ориентиров. Не стоит ею заниматься и в моменты депрессивных или экзистенциальных кризисов: развод, увольнение, потеря кого-то из близких».

Очищение сознания

«Наша психическая жизнь наполнена повседневными тревогами, сожалениями и угрызениями, которые засоряют внутренний мир, — констатирует Виктор Макаров. — Мы зачастую думаем, как несовершенны, неумелы, неловки, порой слышим от родителей, что мы неудачники, — и подобные мысли и переживания наполняют внутренний мир, мешая жить активной, результативной и в конечном счете счастливой жизнью».

Сорные мысли дробят ощущение полноты сознания, не позволяют видеть ясно, развиваться, двигаться вперед. Освободиться от внутреннего «мусора» медитирующий может в состоянии энстаза, означающее погружение в себя.

Энстаз по своей природе парадоксален: это одновременно пустое, освобожденное и наполненное до краев бытие-сознание. В этом состоянии человек способен наблюдать все происходящее в нем — ощущения, эмоции, мысли — одновременно активно и отстраненно.

«Мы способны все видеть и принимать, но в нас нет привязанности, желания что-то схватить и удержать, нет ни алчности, ни отвержения, — комментирует французский психиатр Фредерик Розенфельд. — Все приходит и проходит, как плывущие по небу облака. Мы занимаем позицию созерцания и приятия, наблюдая непостоянство всего сущего. Усвоив такой внутренний взгляд (и немного потренировавшись), легко сочетать медитацию почти с любым занятием. Как говорят мудрые люди, можно медитировать, даже когда чистишь картошку!»

Впрочем, получить эту внутреннюю свободу может оказаться сложнее, чем кажется на первый взгляд. Просто потому, что на пути к состоянию энстаза необходимо проникнуть в теневые, недоступные сознанию зоны собственного «Я» — как и при любой другой внутренней работе. И разобраться с тем, что мы там обнаружим и что может стать для нас сюрпризом (не всегда приятным).

Медитация: взгляд без пристрастия

Вкус к главному

Марк, 67-летний владелец и руководитель издательского дома, уже больше полутора десятков лет каждый вечер посвящает медитации около 40 минут. Для него это самый надежный способ справиться со стрессом.

«Начав медитировать, я постепенно научился гораздо быстрее концентрироваться на работе и восстанавливать силы, несмотря на давление внешних обстоятельств, — признается он. — Конечно, этот «путь к себе» не был абсолютно гладким: у меня были тяжелые периоды, когда мне с трудом удавалось не идти на поводу у собственных жестоких или мелочных мыслей… Но думаю, эти кризисы парадоксальным образом делали меня сильнее.

Пережитые мною моменты блаженства, ощущение выхода в запредельное постепенно открыли мне главное: все проходит — и жизненные драмы, и сомнения в основах бытия».

«У человека, который стремится к обретению полноты сознания путем медитации, меняется иерархия ценностей, — считает Виктор Макаров. — На первый план выходит то, что значимо именно для него. Он обретает созерцательный взгляд на мир, перестает торопиться, получает большее удовлетворение от себя и жизни. И начинает чувствовать себя ближе к другим людям».

Регулярная медитация ведет практикующего к пониманию смысла происходящего, избавляет от наносного, поверхностного, вырабатывает вкус к самому главному.

Французский социолог Фредерик Ленуар отмечает, что современный человек все больше испытывает насущную потребность ощутить в себе некую высшую силу. По его мнению, растущая популярность медитации связана именно с этим внутренним влечением: «На этом пути каждый находит то, во что он верит: атеист — «ничто», буддист — просветление, христианин — тайну Христа. Сегодня медитацией овладевают не только обращенные в буддизм или близкие к нему люди, но также иудеи или христиане, которые стремятся с помощью этой восточной практики научиться той внутренней тишине, в которой только и можно ощутить присутствие Бога».

Путешествие, в которое приглашает нас медитация, не навязывает нормы и правила, не призывает и не становится способом уйти от проблем, но, напротив, дает возможность увидеть ситуацию обновленным, очищенным взором и найти решение.

Медитация может менять параметры мозга

Психолог и психиатр Ричард Дэвидсон и его коллеги из университета Висконсин-Мэдисон (США) на протяжении 15 лет изучают нейрофизиологические особенности мозга тибетских монахов. Магнитно-резонансное сканирование показывает, что у монахов с опытом более 10 000 часов медитации структура и функции мозга отличаются от показателей контрольной группы, что доказывает пластичность мозга.

Во время медитации у монахов резко нарастают гамма-волны, что свидетельствует о высоком уровне сознания в этот момент, и активность в левой лобной доле — зоне коры головного мозга, отвечающей за положительные эмоции, — значительно выше, чем в правой, связанной с отрицательными.

Систематические занятия медитацией развивают зоны мозга, ответственные за внимание и принятие решений, улучшают способность к концентрации.

«В сущности, в медитации нет ничего таинственного, чего нельзя было бы объяснить в строгих терминах западной науки, — считает Ричард Дэвидсон. — Наши данные позволяют понять, почему люди тратят время на медитацию: просто она положительно влияет на их повседневную жизнь».

Если вы сами хотите попробовать

Начинать основательно заниматься практикой медитации лучше с помощью учителя-специалиста. Наши советы для тех, кому интересно получить лишь самое общее представление о том, как это делается.

Выберите удобный момент. Медитировать можно утром, чтобы начать день в наилучшем расположении духа. Вечером, чтобы избавиться от накопившегося напряжения. В середине рабочего дня, чтобы «подзарядиться». Вообще медитировать можно где и когда угодно, как только вы ощутите потребность умиротворить душу. Стоит все же выбирать какой-то определенный момент и определенную продолжительность сеанса — например, десять минут перед завтраком.

Создайте подходящую обстановку. Медитировать лучше в постоянном месте, например в тихом помещении, сидя лицом к стене. Выбирайте просторную и удобную одежду, снимите обувь. Вам поможет и неназойливый музыкальный фон. В метро, поезде или автобусе, несмотря на шум и множество людей, тоже можно медитировать.

Концентрируясь на своем дыхании, слушая ритм вдохов и выдохов, вы заметите, что ваше сознание постепенно успокаивается: сосредоточенность на дыхании позволяет меньше отвлекаться на другое. Даже в пробке, за рулем, можно прислушаться к себе, почувствовать, как позвоночник соприкасается со спинкой кресла, ощутить вибрацию мотора, ветерок на лице, заметить цвет проплывающих по небу облаков... Словом, увидеть настоящее мгновение во всей его простоте и одновременно богатстве граней, которых в повседневной жизни мы привычно не замечаем.

Расслабьтесь. Начните с релаксации: если есть возможность, лягте на спину, зевните, снимите напряжение. Закрыв глаза, дышите носом, спокойно и глубоко. Расслабьте живот, постарайтесь хорошо ощутить все точки опоры тела и его вес. «Скользите» по разным частям тела, «освещая» их лучом своего внимания: вверх от ступней до затылка, затем по рукам до кончиков пальцев.

Выберите позу. В традиции буддизма принято медитировать в позе лотоса, но можно выбрать и другие — главное, чтобы поза помогала ощутить телом то, что вы стремитесь обрести душой, — устойчивость, открытость, прямоту.

Зафиксируйте взгляд. Глаза полузакрыты, взгляд устремлен вперед на некую воображаемую точку (в метре от вас). Все внимание медитирующего обращено вовнутрь, но при этом он не должен терять связи с окружающим миром.

Сосредоточьтесь на дыхании. Это один из важнейших элементов медитации. Ощутите свое дыхание, не нарушая его естественного меняющегося ритма: постепенно оно будет замедляться, станет легче. Воздух при вдохе распространяется к низу живота, что снимает мускульную напряженность и создает ощущение гармонии. Сосредоточенность на дыхании помогает сопротивляться склонности отвлекаться от любого процесса, в том числе от медитации.

Освобождайте душу. Дисциплинируя тело с помощью позы и дыхания, мы получаем возможность сосредоточиться на душе, очистить ее от лишнего. Сознание медитирующего не стремится ни удержать, ни оценить пришедшую мысль. Оно лишь созерцает — без привязанности и страсти — то, что перед ним проходит. Попробуйте проникнуться этим настроением. Если такое упражнение пока вызывает дискомфорт, снова сосредоточьтесь на дыхании и дождитесь момента, когда разум будет готов обрести покой и продолжить поиск истины.

Об этом

  • Ошо «Путь медитации. Руководство шаг за шагом» (ИГ «Весь», 2007).
  • Мадонна Годинг «Медитация» (Кладезь-Букс, 2005).
  • Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей» (Критерион, 2002).
Наталия Ким
Автор книги «Родина моя, Автозавод: рассказы», написанной на основании собственных воспоминаний о районе Москвы, в котором выросла и живет до сих пор.
Ксения Киселева
Главный редактор журнала Psychologies.