Почему мы так болезненно реагируем на вербальную агрессию

«Знаете, в чем проблема вербального насилия? В том, что у оскорбленного человека нет доказательств», — печально произнесла Марта. Она ходила ко мне на прием по поводу многолетней депрессии.

«Что значит нет доказательств?» — спросила я.

«Когда человек подвергается физическому или сексуальному насилию, это реально и конкретно. У словесных оскорблений нет четких критериев, они бесформенны. Мне кажется, если я скажу кому-то, что меня оскорбили, человек подумает, что я просто жалуюсь на то, что на меня кто-то крикнул, произнес грубое слово», — пояснила Марта.

«И это даже еще хуже», — подтвердила я.

«Проблема в том, что шрамов и синяков никто не видит». Она интуитивно знала, что оскорбления, которые терпела долгое время, были одной из главных причин глубоко укоренившейся неуверенности в себе, тревоги и депрессии. «Жаль, что меня не били, — не раз говорила Марта. — Я бы чувствовала свои жалобы более обоснованными».

Ее признание не давало мне покоя, слезы наворачивались на глаза. Словесные оскорбления — это гораздо больше, чем быть кем-то обруганным. Марта рассказала, что тирады матери причиняли ей сильную боль по многим причинам:

  • Слишком громкий голос.
  • Пронзительный, визгливый тон.
  • Безжизненный, остекленелый взгляд.
  • Надменное, презрительное выражение лица, которое заставляло чувствовать себя гадкой и ненавистной.
  • Протяженность во времени — иногда мать кричала на нее часами.
  • Ругательства и оскорбления: ты испорченная, отвратительная, мерзкая девчонка.
  • Непредсказуемость этого «щелчка выключателя», который превращал мать в монстра.
  • И, может быть, самое худшее из всего этого — отказ матери от нее, чувство покинутости.
Почему мы так болезненно реагируем на вербальную агрессию

У человека, на которого часто кричат, происходят множественные изменения в работе мозга и тела. У него повышается активность миндалины (эмоциональный мозг) и растет уровень кортизола, гормона стресса в крови, возникает мышечное напряжение и многое другое. Человек, подвергшийся вербальному насилию, начинает иначе думать о себе и чувствовать себя, даже после того, как взрослеет и покидает дом. Это происходит потому, что работа мозга связана с опытом — мы буквально слышим голоса родителей, кричащих на нас, даже когда их здесь уже нет.

Марте приходилось каждый день прикладывать усилия, чтобы сопротивляться образам, которые всплывали в сознании.

Исследования привязанности в материнско-детских отношениях подтверждают, что человеку лучше, когда он чувствует себя в безопасности, ощущает себя любимым. Это, помимо прочего, означает уважительное отношение. Многих удивит тот факт, что мы рождаемся уже с полностью созревшими базовыми эмоциями, такими как печаль, страх и гнев. Когда ребенок растет в агрессивной среде, в семье, где часто ругаются и скандалят, он регулярно испытывает страх. Его автоматические физические и эмоциональные реакции вызывают травматический стресс. Этот стресс усиливает все, что может восприниматься как нападение: громкие голоса, сердитые интонации, злое выражение лица, пренебрежительные жесты и многое другое.

Маленькие дети могут действовать грубо, вызывающе, но они при этом страшно уязвимы

Дети лучше развиваются, когда они спокойны. Чем спокойнее взрослый, который находится с ними в контакте, тем здоровее будут дети.

Ниже приведены важные вещи, о которых стоит помнить, чтобы помочь ребенку лучше развиваться и чувствовать себя в безопасности.

  • У детей реальные эмоциональные потребности, которые нельзя игнорировать. Чем лучше эти потребности удовлетворены, тем более устойчивым в будущем окажется человек перед лицом жизненных проблем.
  • Вы можете повлиять на самооценку ребенка, проявляя доброту, сострадание и любопытство к его уму и внутреннему миру.
  • Когда происходит ссора и разрыв отношений, постарайтесь как можно скорее восстановить эмоциональную связь с ребенком.
  • Задача — помочь ребенку отделиться от вас и стать самим собой, не отвергая его и не отказываясь от общения, даже когда вы сердиты или разочарованы его поведением. Старайтесь спокойно обсуждать все возникающие проблемы.

Родителям не всегда легко контролировать характер и четко понимать, перешли ли они грань допустимого. Особенно тем, кто настаивает на строгой дисциплине. Учиться осознанности приходится всю жизнь: замечать со стороны свое поведение, слышать тон голоса, отмечать произнесенные слова и выражения, наблюдать за языком тела. Все это помогает лучше себя контролировать.

Маленькие дети могут действовать грубо, вызывающе, но они при этом страшно уязвимы. Собственные детские переживания — прекрасные, ужасные и все, что между ними, — нужно помнить и чтить. И делиться со своими детьми самым лучшим опытом, который получили в детстве, а не самым болезненным.


Источник: psychologytoday.com

Хилари Гендель

Об авторе

Хилари Гендель — психотерапевт, блогер. Ее сайт.