alt
Фото
Getty Images

Нам кажется, что мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас. Эта убежденность, которая получила название «Великая иллюзия сознания», в последние десятилетия привлекает внимание психологов, философов и физиологов. То, что мы не замечаем очень многого, не секрет. Например, нашей невнимательностью активно пользуются фокусники и карманники. В 2008 году обозначилось даже особое направление — «нейромагия», которая отвечает на вопрос, почему мы убеждены, что видим все. Вопрос в том, чего мы не замечаем и почему это происходит.

В психологии пробелами во внимании начали заниматься в 1970-х годах. Эти исследования возникли как побочный продукт изучения зрительного восприятия. Ульрик Найссер (Ulric Neisser) — основатель когнитивной психологии — хотел доказать, что в нашем зрительном восприятии нет специальных фильтров, которые сохраняют важную информацию и отбрасывают все ненужное. Нам достаточно знать, за чем мы следим, и мы будем делать это эффективно. Для этого был проведен эксперимент: зрителям показывали игру двух баскетбольных команд и просили следить за передачами мяча. С этой задачей большинство зрителей в целом справились успешно. Найссер ввел дополнительное условие: во время игры на экране из угла в угол проходила девушка под зонтиком. Это был стимул, не имеющий отношения к происходящему, но все же достаточно заметный. Выяснилось, что если человек не загружен задачей, этот стимул им считывается. Если же есть задача (например, следить за пасами, которые члены команды отдают друг другу), человек, скорее всего, этого события не заметит.

Это явление было обозначено как «слепота по невниманию». Если мы не настроены на восприятие определенного объекта, скорее всего, мы его не заметим. Примерно 30 лет спустя чикагский психолог Дэниел Саймонс (Daniel Simons) воспроизвел эксперимент, но теперь вместо девушки между игроками проходил человек в костюме гориллы. И даже это потенциально опасное существо зрители не замечали. Саймонс делал много модификаций этого эксперимента, чтобы посмотреть, как зритель будет реагировать на изменение условий. Например, зритель может знать о горилле заранее, но если в процессе наблюдения мы поменяем цвет занавеса, на фоне которого происходит действие, он опять ничего не заметит. И это уже другая известная ошибка внимания — так называемая слепота к изменению: мы не замечаем даже очень крупных изменений в зрительной сцене, если они происходят очень постепенно либо сопровождаются как бы обрывом пленки. Например, игра «найди 10 отличий» использует именно этот эффект: перед нами появляется в целом та же самая сцена, но с некоторыми изменениями, и мы не сразу можем их заметить. Если изменения происходят внезапно и на статичной картинке, они улавливаются детекторами движения, которые автоматически привлекают наше внимание к месту, в котором что-то произошло.

Более того, наш мозг не обнаруживает изменения, даже если происходит не глобальное прерывание изображения, а его локальное зашумление. Например, на стекло автомобиля падает несколько брызг грязи. И мы их не замечаем. Почему? Мы не смотрим на то, что меняется, или мы не смотрим туда, где происходит изменение? Психологи пытались искать ответ на этот вопрос — не очень успешно. Ответ удалось найти физиологам, которые использовали метод функциональной МРТ.

В нашем головном мозге есть специальные зоны, которые обрабатывают информацию об объектах. Например, человеческое лицо, изображение жилища. Физиологи предполагали, что, когда человек не замечает изменения лица, в этой зоне не должно быть активности. Обнаружилось, что активность действительно отличается, когда мы замечаем и не замечаем изменения. Но так происходит и в других зонах — в тех, которые связаны с неосознаваемой обработкой информации о местоположении объекта. Иными словами, это мы смотрим не в ту сторону и из-за этого не замечаем, что меняется в изображении на периферии нашего зрения.

Есть особый тип ошибки, который касается того, что уже оказалось в поле нашего восприятия, — это слепота к повторению. Мы не замечаем повторения зрительного объекта, если оно происходит в течение определенного интервала времени или если этот объект расположен рядом с тем, который мы только что видели. Поэтому в современных текстовых редакторах повторяющиеся слова подчеркиваются красным — чтобы сделать объект другим для нас. Если мы видим тот же самый объект, то наш мозг не кодирует его отдельно, а относит к изображению, которое мы видели только что. Например, если мы видим на газоне белую собачку и, отвернувшись на мгновение, вновь видим белую собачку, мы будем думать, что это та же самая белая собачка.

На самом деле ошибок несравненно больше. Последние годы в начале XXI века психологи и физиологи находят их все больше и больше. Философы спорят, нужно ли вообще обсуждать эти ошибки, или на самом деле это несущественно и мы воспринимаем все, что нам нужно. Я хочу лишь заметить, что когда мы считаем, будто бы видим и замечаем абсолютно все, имеет смысл остановиться, вглядеться и подумать, так ли это.

Мария Фаликман — когнитивный психолог, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.

Эксперимент: «Невидимая горилла»