Работа мечты: миф или реальность?

Как правило, работе мы отдаем большую часть своего времени и сил. И хочется, чтобы ее выполнение приносило нам удовольствие или хотя бы удовлетворение — моральное ли, материальное ли. А лучше и то и другое, ведь правда? Мы поговорили с экспертами о том, бывает ли работа мечты и как ее найти, что нас мотивирует и почему денег всегда не хватает.

Если ввести в поисковике запрос «работа мечты», станет очевидно, что ее ищут (во всех смыслах этого слова) многие: 743 миллиона ссылок говорят сами за себя. Интересно, если не считать вакансии, которые время от времени предлагают австралийцы на своем острове Гамильтон, сколько людей действительно находят ту самую, желанную и единственную работу мечты?

«Надо понимать, что это абсолютно искусственный, маркетинговый термин, который используют для привлечения кадров, — обращает внимание кандидат психологических наук, доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Александр Евдокименко. — Ощущение исполнения мечты — это все-таки краткосрочное состояние».

«Работодатели могут меняться. Я бы сказала, что нужно искать именно свое дело, свое призвание, — уточняет бизнес-коуч Алла Кузнецова. — Причем можно отталкиваться и от познания себя («чего я хочу?»), и от изучения предложений на рынке. Сейчас появляется все больше функционала и работ, о которых мы совсем недавно еще ничего не знали».

«Никогда не поздно прислушаться к себе и решить, что на самом деле именно тебе самому хочется»

По словам экспертов, чтобы дело, которому вы себя отдаете, действительно доставляло радость и приносило удовольствие, должны совпасть три ключевых момента. Как сказала психотерапевт, бизнес-тренер, коуч Наталья Тумашкова, «я считаю, работу мечты можно найти, если у вас как минимум мечта есть». Так что первое — ваше желание.

Вы должны понять свои цели, определить краткосрочные и долгосрочные задачи. «Хотя это легко сказать, — признает Алла Кузнецова. — Кто-то знает себя лучше, кто-то хуже и в тот же вуз поступает по совету или принуждению родителей, за компанию с друзьями и так далее. Но никогда не поздно прислушаться к себе и решить, что на самом деле именно тебе самому хочется».

Второе — это ваши знания и навыки. Все-таки желание — это мечта, фантазия, а навыки — некая реальность («что я действительно умею?»). Независимо от стажа, опыта и уверенности в себе специалисты не рекомендуют занимать позицию всезнающего и всемогущего умельца: всем есть чему учиться.

Помните: расширяя свои навыки, вы повышаете свою экспертность и, следовательно, себестоимость на рынке. «Стоит понимать, что все очень быстро меняется, — замечает Алла Кузнецова, — а потому надо постоянно держать себя в тонусе, видеть поле для своего развития, анализировать, над чем еще стоит поработать».

Расширяя навыки, вы повышаете экспертность и, следовательно, себестоимость на рынке

Наконец, третье — обстоятельства. Даже если у вас есть готовность сменить поле деятельности и представление, чем бы вы хотели заниматься дальше, оцените свои возможности на данном этапе жизни.

Скажем, если ваш ребенок только пошел в школу, испытывает стресс, постоянно болеет на этом фоне, стоит трезво оценить ситуацию и, возможно, посвятить свободное время не обучению по новой специальности, а помощи своему первокласснику. А исполнение мечты немного подождет.

В качестве важной составляющей идеальной работы многие наверняка бы назвали еще высокую оплату труда. Является ли этот фактор для нас главным и действительно мотивирующим?

Работа мечты: миф или реальность?

Материальное vs моральное удовлетворение

«Каждые 40 минут преподавания дарят мне такую радость, какую на основной работе я испытываю только один раз в месяц — при sms-оповещении о пополнении счета», — рассказывает 22-летний Антон. В школе его, выпускника престижного западного вуза, держит любимое дело, на хорошей позиции в крупной фирме — зарплата.

Ни от денег, ни от удовольствия отказываться он не готов, так что приходится жертвовать практически всем свободным временем.

Возможность совмещать несколько работ есть не у всех, чаще всего приходится расставлять приоритеты. Одним важен престиж и статус, им комфортно, только когда они ездят на машине не хуже определенной марки и модели, другим хорошо, когда они занимаются любимым делом.

Алла Кузнецова вспоминает историю 35-летнего банкира, который решил оставить невообразимо высокую должность и ближайшие два года не «капитализировать» свои заслуги перед компанией, а поучиться на Западе, чтобы стать конкурентноспособным на международном уровне.

Другой пример — женщина, признавшая, что никогда бы не пошла в малоизвестную организацию «без имени», про которую нужно объяснять, что это. Важность «идентификации себя с определенным сообществом» отмечает и Александр Евдокименко («к примеру, у военных есть специфический мотив — ношение формы»).

«Многие испытывают психологический страх перед ситуацией неопределенности, неизвестности»

Неправильно считать одни причины и мотивы при выборе работы хорошими, а другие плохими, — каждому свое. Вопрос в другом: сделан ли выбор в пользу того или иного самим человеком? Его ли это желание?

«Люди часто не задумываются всерьез о том, что является для них главным в жизни, за что они себя уважают, и не решаются честно ответить себе на вопрос, какое место в этом самоуважении играет то, чем и как они зарабатывают, — отмечает Наталья Тумашкова. — Нередко выясняется, что деньги как стимул для работы — это иллюзия.

Как показывает терапевтическая практика, гоняясь за финансовым успехом и сопутствующими ему социальными метками, люди иногда просто пытаются доказать своему давно умершему родителю, что они чего-то стоят. А иногда для них это единственное условие психологической безопасности.

Точно так же может быть лукавством и позиция «деньги мне совсем не важны». Все-таки для того, чтобы их заработать, нужно встать с дивана, на котором человека может держать, например, страх неуспеха родом из детства, а вовсе не приписываемая ему родней патологическая лень и безответственность».

Три причины делать

В 1978 году в майском номере журнала Psychology Today вышла статья ученых Эдварда Лоулера и Патриции Ренвик «Чего вы на самом деле хотите от своей работы». Тройка победителей, по итогам исследований, выглядела так:

  1. вызов;
  2. причастность к созданию чего-то значимого;
  3. возможность расширять свои умения.

Зарплата заняла лишь 12-ю строчку.

Чтобы выяснить, что мотивирует нас к работе сильнее, американский психолог, специалист в области поведенческой экономики Дэн Ариэли провел ряд исследований. Одно из них заключалось в следующем: участникам выдавали листы с буквами, одинаковые надо было объединить в пары.

Первая группа сдавала организатору подписанные работы, тот их просматривал и складывал. Листы второй, на которых не указывались имена и фамилии, собирали не глядя. Ответы третьей группы и вовсе сразу отправлялись в шредер.

По условиям эксперимента за выполнение каждого следующего задания полагалось все меньше денег, но участники второй и третьей группы требовали удвоить обговоренную сумму. Первая группа прибавки не просила, так как ей хватало условного признания — того, что ее работу не уничтожали и не игнорировали.

Но согласно статистике рекрутингового агентства Kelly Services за 2012 год, 76% российских сотрудников главным мотиватором называют все-таки оплату труда. И понятно, почему многие не решаются уйти с работы, которая радует разве что стабильностью — и даже не всегда уровнем зарплаты.

К позитивным переменам, в том числе финансовым, мы адаптируемся довольно быстро

«Один из эффективных инструментов удержания человека на рабочем месте — кредитозависимость, — замечает Александр Евдокименко. — Многие трудятся на возвращение долгов за уже приобретенный товар и испытывают психологический страх перед ситуацией неопределенности, неизвестности. Люди естественным образом боятся оставить без средств к существованию себя и свои семьи».

«Если тебе нечем платить за квартиру, выбирать особо не приходится, — соглашается Алла Кузнецова. — Прежде всего надо обеспечить удовлетворение базовых потребностей». Другое дело, если финансовый вопрос не стоит остро и обстоятельства позволяют пойти на риск и сменить надоевшую работу на любимое дело.

Бизнес-коуч приводит в пример основателей Google, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), Apple или, скажем, Квентина Тарантино, который работал в видеопрокате, а потом снял «Криминальное чтиво». «Он просто хотел создать этот фильм, не думая о миллионах, — рассказывает она. — Они вместе с признанием и популярностью пришли за ним сами.

Одержимых пассионариев, которые вкладывают душу и искренне верят в то, что делают, успех и деньги часто догоняют, хотя они никогда не были для этих людей самоцелью».

Работа мечты: миф или реальность?

Рост доходов и запросов

Еще один популярный запрос-вопрос в поисковиках — «Почему денег всегда мало?» (74 миллиона ссылок). Вероятно, задаются им не только те, для кого при выборе призвания и работы он первичен. «Большая зарплата всегда предоставляет больше возможностей, — говорит Александр Евдокименко, — и на какое-то время больше становится и мотивации к работе».

Но важно помнить, что к позитивным переменам, в том числе финансовым, мы адаптируемся довольно быстро. «Помню, как ждала прибавки, как думала, что тогда смогу себе позволить…

Но когда я все-таки получила повышенную зарплату, вскоре вдруг поняла, что мне снова хватает не на все, на что хотелось бы, — жалуется 27-летняя Елена, — список моих желаний тоже стал больше, причем не пропорционально доходу».

Возникает иллюзия, будто появление баснословно дорогой вещи сможет помочь завоевать уважение

Исследование американского психолога Эда Динера, профессора Иллинойского университета, и его коллег подтвердило, что рост доходов действительно может сделать нас счастливее, но только при условии, что наши желания и запросы не будут расти еще быстрее. Что в потребительском обществе весьма вероятно.

«Эта культура рассчитана на получение удовольствия в обмен на быструю трату денежных средств. Реклама формирует наш образ жизни, влияет на наши мечты, таким образом вызывая у нас определенную зависимость, — предупреждает Александр Евдокименко. — Необходимо вытаскивать себя из этих эмоциональных ловушек и более критично относиться к своему потребительскому поведению».

Алла Кузнецова объясняет стремление обрести некоторые вещи внешней референтностью: «Человек сам толком не знает, что он хочет, но вот он увидел у кого-то что-то, побежал и тоже купил, даже не задумываясь, нужно ли ему это и есть ли на это деньги. Надо уметь отделять: да, некоторые люди могут себе такое позволить, но при чем тут я?»

Еще одна причина необдуманных покупок не по средствам — низкая самооценка. Возникает иллюзия, будто появление баснословно дорогой вещи сможет помочь завоевать уважение и статус как у человека, которой этой вещью уже обладает.

«Как правило, деньги находятся и «как бы сами» откладываются на то, что вам по-настоящему нужно и важно»

Многим не хватает навыка планирования бюджета. И в этом случае очень дисциплинирует наличие цели, на которую надо копить. «Как правило, деньги находятся и «как бы сами» откладываются на то, что вам по-настоящему нужно и важно», — замечает Наталья Тумашкова.

Она рассказывает про теорию деления людей на категории: с психологией «нищих» (при объективной финансовой состоятельности у них всегда ощущение, что это просто случайное везение и скоро оно закончится), с психологией «миллионеров» (даже при полном крахе они уверены, что это затруднение временное) и с позицией, что да, на роскошь не хватает, но на все необходимое — вполне, и удовольствию от жизни это не помеха.

«Главное, — подытоживает Наталья, — найти себя, а работа мечты приложится».