Анастасия Гостева
Преподаватель медитации, основатель компании «Внимательный бизнес», предлагающей корпоративные программы по практике внимательности.
«У меня много дел, но я не занят»

Возможно, вам это знакомо: после долгой рабочей недели наконец наступают выходные. Время для отдыха, расслабления, для того, чтобы ничего не делать. Но субботним утром — еще до девяти часов — вы уже запланировали три деловые встречи, заказали шкаф в ИКЕА и беретесь за четыре других дела, которые обеспечат занятость на все выходные.

Или, может быть, с вами случалось что-то подобное: восемь утра — а вы уже в офисе. На столе список из четырех пунктов — важные дела на сегодня. И тут звонит телефон, вы берете трубку… и еще до того, как успели что-то понять, наступает вечер и пора домой. Список все еще лежит на столе — вы не успели даже притронуться к нему, не говоря о том, чтобы что-то сделать.

Оба примера иллюстрируют «зависимость от делания» — глубоко укоренившуюся человеческую привычку, связанную с дисбалансом химических веществ в мозге. Главную роль в этой драме играет гормон дофамин. Дофамин — это наркотик, который легко вызывает привыкание и естественным образом вырабатывается в мозгу в ответ на вознаграждение. И тогда у нас появляется недолгое ощущение удовольствия, вознаграждения и расслабления…

Долгое время мы бегаем по кругу «действие—вознаграждение»

Дофамин — это главная движущая сила, вызывающая постоянную занятость. Когда вы организуете три деловые встречи, заказываете в ИКЕА шкаф и читаете ленту в фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация), дофамин вырабатывается. Вы чувствуете себя хорошо. Но лишь на короткое время. Затем мозг требует новую дозу. Больше действий! И долгое время мы бегаем по замкнутому кругу «действие—вознаграждение»… Это зависимость от делания в действии. Звучит знакомо, не так ли?

Проверьте, насколько вы зависимы от делания

Как следствие зависимости от делания мы гоняемся за кратковременными победами. Мы уделяем большую часть времени мелким деталям, из-за чего теряем из виду большие цели. Если вы пока не уверены, относится ли это к вам, предлагаем пройти небольшой тест.

В следующий раз, когда придете в офис рано утром, перед тем, как начать активную деятельность, просто сядьте и посмотрите в окно или на экран компьютера. Ничего не делайте. Не разговаривайте. Не решайте никаких проблем. Просто сидите ничего не делая в течение трех минут.

Если тест кажется сложным, если бездействие — настоящий вызов, вы ощущаете беспокойство и стремление заняться чем-то — вы зависимы от действий. К счастью, выход есть.

«У меня много дел, но я не занят»

Занятость — это современная лень

Зависимость от делания — продвинутая разновидность лени. Мы навязчиво захвачены делами. Чем более занятыми мы становимся, тем больше избегаем мыслей о жизни и смерти. Когда мы постоянно заняты делами — важными или нет, — мы избегаем встречи с жизнью. Мы держимся на безопасной и комфортной дистанции от вопросов, над которыми часто тяжело задумываться. Правильно ли выбрали карьеру? Достаточно ли времени проводим с детьми? Наполнена ли жизнь смыслом?

Мы верим, что благодаря действиям приближаемся к чему-то большему. Мы не знаем, что это за «большее», но продолжаем прикладывать усилия. Мы будто поднимаемся вверх по лестнице — так быстро, как только можем, — надеясь оказаться наверху. Однажды мы действительно там окажемся. Мы достигнем вершины, будь то продвижение по службе или покупка нового дома. Но какой смысл просто взбираться вверх по лестнице, чтобы потом понять, что ты прислонил ее не к той стене…

Я много времени провел с людьми, которые добрались до вершины лестницы. Мне особенно запомнилась история одного генерального директора. В течение жизни он десятки лет был зависим от делания. Он добился цели — возглавил международную страховую компанию.

Мы сами можем добавить в список дел немного воздуха и пространства

Много лет он тяжело работал — достаточно тяжело, чтобы успеть пережить два инсульта. Но он хотел обеспечить себе и семье спокойную жизнь после выхода на пенсию. К сожалению, здоровье начало подводить. Он уже не был уверен, что успеет все задуманное до наступления пенсионного возраста. Пытаясь сделать будущее семьи спокойным и безопасным, он потерял семью. Зависимость от делания не позволяла ему заметить, что разрыв между ним и семьей увеличивался.

Работа, приготовление еды, уборка, забота о семье и друзьях — все это важно для каждого из нас. Но мы сами можем добавить в наш список дел немного воздуха и пространства.

«У меня много дел, но я не занят»

Далай-лама приехал в город. Туда же приехали больше 10 000 человек, чтобы увидеть его. В подготовке визита участвовали более 500 волонтеров, десятки охранников и множество журналистов. За всем этим стоял один человек — Лакха, невысокий мужчина около 70 лет, старый друг Далай-ламы, с которым они когда-то вместе учились.

Я прибыл на место заранее — встретиться с друзьями и поприветствовать Далай-ламу. Вокруг было очень много охраны, которая активно присматривала за толпой людей и за журналистами. В центре стоял Лакха в костюме. Я подошел прямо к нему и задал стандартный вопрос, который мы обычно задаем при встрече (с тех пор я не задал его никому): «Добрый день, Лакха, Вы не заняты?» Лакха повернулся, спокойно посмотрел на меня и сказал: «У меня много дел, но я не занят».

Его внешний вид говорил громче его слов. Лакха отвечал за масштабный проект с бесчисленным количеством дедлайнов и деталей, которыми нужно было управлять. Происходило множество разных параллельных процессов, но это не выводило его из равновесия. Он не был занят.

В тот день я ясно понял, что быть занятым — это выбор. Несмотря на дедлайны, у нас есть свобода: становиться зависимыми от делания, занятости или лени, или нет. Это выбор. И способность выбирать — следствие развития ясного ума, свободного от зависимости от делания.

Сейчас мы постоянно чем-то заняты, перегораем на работе, испытываем стресс. Это становится частью нашей личности: если мы заняты, то мы важны. Если испытываем стресс, то только потому, что целеустремленны, востребованны и много работаем. Это вшито в ДНК современного общества.

Если мы не заняты и не испытываем стресс, мы просто недостаточно стараемся. Что-то с нами не так. Но Лакха показал мне ясную альтернативу того, как делать одновременно много дел, быть высоко эффективным и продуктивным, сохраняя ясность ума и спокойствие.

«У меня много дел, но я не занят»

Занятость — убийца сердца

Можно найти разные причины преодолеть зависимость от делания и научиться избегать постоянной «занятости». Это состояние не только мешает увидеть большую картину. Занятость убивает сердце. В китайском языке слово «занятый» состоит из двух слогов: одно означает «сердце», а другое — «смерть». И больше не нужно никаких объяснений.

Чем более занятыми мы становимся, тем больше энергии течет в голову — и утекает из сердца. Чем сильнее мы заняты, тем сильнее отдаляемся от других людей и их переживаний. Зависимость от делания заставляет быть занятыми и не дает спросить себя, почему это происходит. И чем реже мы спрашиваем, тем больше отдаляемся от цели, смысла и любви. Становимся эффективными роботами, которые достигают больше. Но «больше» — не значит «лучше». Потому что внутри всего этого нет сердца.

Ускориться благодаря замедлению

Чтобы не убить сердце зависимостью от делания, перед тем, как набирать скорость, нужно замедлиться. Нужно с умом подходить к работе и жизни. Делать правильные дела — а не огромное их количество. Хорошая иллюстрация этому — гепард.

Вы наверняка смотрели фильмы про животных и видели, как охотятся гепарды. Это поражающее зрелище. Гепард — самое быстрое животное на планете, он за секунды разгоняется до скорости, превышающей разрешенную на некоторых автотрассах. Несмотря на удивительные способности своего тела, гепард не срывается с места при виде добычи. Вместо этого он замедляется. Он припадает низко к земле и несколько минут движется очень-очень медленно, в то время как все мышцы его тела разогреваются. Затем, когда он готов, все резко меняется — и за считанные секунды он разгоняется быстрее, чем спортивная машина, и настигает добычу.

Когда мы замедляемся, мы позволяем мозгу перестать действовать просто по велению наших импульсов

Хитрость гепарда — замедлиться перед тем, как набрать скорость. Нужно научиться этому, если мы стремимся преодолеть зависимость от делания или постоянную «занятость». Подобно тому, как гепард не бегает туда-сюда, чтобы поймать мышь, нам нужно учиться фокусироваться на действительно важных делах и целях — вместо того чтобы делать что-то ради самого процесса делания.

Когда мы замедляемся на мгновение и отпускаем «делание», мы позволяем мозгу отпустить срочное желание заполучить дофамин и перестать действовать просто по велению импульсов. Тогда мы сможем сфокусироваться, обрести ясность и свободу ума и выбрать, как действовать дальше. Так мы сможем достичь более значительных целей в жизни, становясь добрее и счастливее. Ведь замедляясь, мы можем ускориться.

Замедлитесь. Получите больше

Вы можете использовать системный подход к замедлению — для этого нужно включить в рабочее расписание «внимательные перерывы». Это перерыв в 45 секунд, который вы делаете каждый час. Внимательные перерывы подобны кнопке перезагрузки. Это помогает нам перезагрузить свой ум, перестать быть белкой в колесе и усилить фокус внимания. Поставьте таймер, который напомнит об этом.

Услышав звук таймера, остановитесь, чем бы вы ни занимались в это время. Отпустите мысли и направьте внимание на дыхание. Во время первого вдоха и выдоха расслабьте тело и ум. Во время второго сфокусируйте внимание. Во время третьего спросите себя: «Что я делаю прямо сейчас: гоняюсь за мышью или пытаюсь поймать более крупную добычу?»

Расмус Хугард — основатель Potential Project — мировой тренинговой компании, которая проводит программы по практике внимательности в Amex, Nike, Accenture и более чем 200 других компаний по всему миру.

Жаклин Картер — директор Potential Project в Северной Америке. Вместе с Расмусом они написали книгу «One Second Ahead: Enhance your performance at work with mindfulness».


Источник: vnimatelnost.com