«Умный, но ленивый»: почему школьник не хочет ничего делать
Фото
Unsplash

Все понимает, а делать ничего не хочет. Сидит перед компьютером, вместо того чтобы заняться уроками или домашними делами. Уговоры и угрозы помогают лишь сначала, а потом и они перестают работать. Знакомо?

А сейчас посмотрите внимательнее на своего ребенка. Он вовсе не ленив. С каким усердием он собирает кубики лего. Как увлеченно читает книгу о персонажах любимой компьютерной игры. С какой радостью бежит на занятия робототехникой. Настоящий лентяй, вроде Ильи Ильича Обломова, на такое не способен, правда?

Причины лени

Итак, если ваш ребенок не похож на известного персонажа русской классики, то лень — всего лишь защитная реакция, маска. Она возникает по двум причинам:

Страх ошибки

Изначально дети не боятся ошибаться. Бояться учим их мы, взрослые. Недостаточно чисто вымыл пол — и вот уже мама хмурит брови. Неправильно решил задачу — и она тихо вздыхает. Она может даже ничего не говорить. Связка «сделал неверно — ты никуда не годишься» усваивается моментально и без слов, особенно если она транслируется близкими и значимыми для ребенка людьми.

Ребенок быстро делает вывод: проще прикинуться лентяем, уткнуться в гаджеты или пропадать на улице с друзьями, но не совершать ошибок, чтобы не становиться «плохим»

Даже если фразу «ты никуда не годишься» говорит учитель в школе, каждая мама может минимизировать ее значение для юного ученика. Оценивайте не успехи ребенка, а его старания.

Не гонитесь за оценками — уделяйте внимание тому, понял ли ребенок материал. В конце концов, кто знает — может, у вас растет будущий гений, и его способ решения задач смогут признать только университетские профессора.

Экономия жизненных сил

Вспомните, сколько запланированных дел давно ждут своего часа? Научиться рисовать, записаться на танцы, разобрать детские фотографии — всем этим вроде и надо заняться, и острой необходимости нет. Когда неясно, для чего нужно прямо сейчас записаться на танцы, наш мозг включает режим энергосбережения.

Действительно, для чего прикладывать усилия и тратить драгоценные ресурсы непонятно на что?

То же самое происходит в голове у ребенка. Зачем делать непонятные и скучные домашние задания, если их можно списать, а свободное время провести гораздо приятнее? Зачем убирать в комнате, если назавтра там будет такой же бардак? Зато, когда ребенок сам или с небольшой помощью родителей найдет эти «зачем», вопросы с выполнением уроков или порядком в комнате отпадут сами собой.

Что делать?

Что делать, чтобы помочь ребенку справляться с трудностями без защитной маски? Вам помогут эти простые рекомендации:

  1. Хвалите, отмечайте даже самые незначительные успехи ребенка.

  2. Поощряйте браться за сложные дела и задания.

  3. Не отказывайте в помощи, если он просит. Но это должна быть именно помощь, а не выполнение задания вместо ребенка.

  4. Относитесь к ошибкам философски, как к неизбежным спутникам любого процесса.

  5. Попросите подумать над важностью тех или иных процессов: почему важно убирать в комнате или учить русский. Пусть он сам сформулирует свои причины.

  6. Приучайте ребенка организовывать день так, чтобы ему хватило сил и времени на все занятия и развлечения. Составьте вместе план дня и поначалу помогайте его придерживаться.

Именно из семьи ребенок берет основные модели поведения и отношений. Покажите ему модель эффективного человека, который не боится совершать ошибки и умеет грамотно распоряжаться временем.

Мелинда Веннер Мойер, мама двоих детей и научный журналист, предлагает свежий, часто неожиданный взгляд на проблемы воспитания детей начиная с ранних лет и заканчивая подростковым возрастом. В этой книге она дает научно обоснованные стратегии, которые помогут родителям привить детям лучшие качества.

Мелинда Веннер Мойер «Как вырастить хорошего человека»
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru
Мария Швецова
Мария Швецова

Педагог, игропрактик, специалист по техникам эффективного обучения, автор и ведущая курса для родителей школьников по поддержанию мотивации к обучению

Личный сайт