В России хотят ввести закон против дискредитации учителей: плюсы и минусы по мнению психолога, педагогов и адвоката
Фото

Кадр из фильма «The Wall»

Что говорится в инициативе

Об идее ввести наказание за дискредитацию учителей в обществе заговорили в декабре 2023 года — тогда эту тему на встрече с президентом Владимиром Путиным затронула уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Екатерина Сморода. Необходимость уберечь педагогов от критики она объяснила так: «Сегодня кто угодно может спокойно вылить грязь на любого учителя в соцсети, в СМИ, выложить видео, прокомментировать, выложить переписку и дискредитировать действия любого педагога. От этого они чувствуют свою незащищенность».

По ее словам, новая инициатива должна работать примерно так же, как и уже существующий закон о дискредитации Вооруженных сил РФ — и запретить, как говорит Сморода, «выкладывание в сеть „Интернет“ сюжетов, комментариев, порочащих достоинство учителя». Что будет считаться порочащей педагогов информацией, пока неизвестно.

Общественники, в частности, Алена Попова (признана иноагентом), отмечают, что нередко критика учителей связана с применением им насилия в отношении детей или «продвижением мракобесия». «Вы готовы отдавать ребенка в школу, в стенах которой может гипотетически происходить все, что угодно, а вы ничего не сможете с этим сделать?» — задается вопросом она.

Почему запрет дискредитации учителей может навредить школам

Александр Рикель
Александр Рикель
Руководитель направлений «Межпоколенная коммуникация» и «Конфликтные ситуации» компании BusinessSpeech, зам. декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

«Я глубоко убежден, что с психологической точки зрения любые запреты для взрослых людей не всегда продуктивны — они не решают саму проблему. Если человек хочет кого-то дискредитировать — возможно, проблема не только в нем, но и в том, на кого направлено действие.

Что касательно детей и подростков, любые запреты приводят к усилению протестного поведения. Оно переходит в другое русло, приобретая еще более абсурдные формы, чем до существования запрета. Это прослеживается как в воспитании детей, так и в педагогическом процессе. Об этом же говорит и возрастная психология.

Школьный период — время подросткового максимализма, возможной тяги к девиации и ярких социально-психологических эффектов, связанных с поляризацией и буллингом

В этой истории, когда мы сталкиваемся с учителями, они тоже могут становиться жертвами, потому что буллинг — это еще и про то, как дети могут травить взрослых.

Всем известна поговорка: «назло мамке уши отморожу». Если ее немножко раскрутить и осмыслить, становится понятно: человек, который в целом не хотел бы себе морозить уши, делает это только потому, что мама вводит запреты.

Что продуктивного можно сделать, чтобы действительно помочь учителям?

Учителям, родителям и школьникам необходимо вместе договориться и выработать некий этический кодекс поведения

Он может стать как универсальным для всех учебных заведений страны, так и быть собственным для каждой школы или вообще класса. В кодексе следует ответить на вопросы: что можно делать и что нельзя.

Психология учит: когда человек участвует в принятии решения, то ему гораздо легче его соблюдать, чем когда извне что-то запрещают и навязывают. Поэтому — если договориться, что можно делать, что нельзя и что является дискредитацией, это с психологической точки зрения будет намного эффективнее, чем любой запрет.

Дальше — в рамках этического кодекса — можно придумать санкции или поощрения за соблюдение, или, наоборот, нарушение этого документа».

Вячеслав Плахотнюк
Вячеслав Плахотнюк
Доктор права НИУ «Высшая школа экономики»

«Это только ухудшит ситуацию. Появятся новые доносы, дополнительные разбирательства с участием правоохранительных органов и судов. Не стоит превращать школу в поле юридического противостояния. Более адекватной мерой является улучшение качества профессиональной подготовки учителей, ликвидация их дефицита и переполненности классов, укрепление психологических служб школ.

Ирония в том, что как раз в школе дети и должны учиться разумному и доброму — в том числе уважению к старшим и к своим учителям

Родители школьников тоже когда-то были учениками и должны учителей поддерживать. Выделять педагогов в отдельную специально защищаемую профессиональную группу — значит противопоставлять их работникам других профессий, которые также могут сталкиваться с диффамацией: врачи, например, или работники коммунальных служб.

Честь, достоинство и деловая репутация каждого и без того защищена законом, существуют гражданско-правовые механизмы, а в случаях с клеветой работает Уголовный кодекс. Кроме того, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено создание в школах комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, куда могут обращаться законные представители, обучающиеся и учителя».

Может ли такая инициатива все-таки помочь учителям

Юлия Корнюшина
Юлия Корнюшина
Репетитор по русскому языку, эксперт ЕГЭ, руководитель онлайн-школы «Шаг»

«Быть учителем — это не просто передавать знания, но и быть психологом, поддержкой и вдохновением для учеников. Мой опыт работы с детьми и их родителями, преимущественно в школьной среде в течение 13 лет, позволяет освещать разнообразные ситуации, с которыми приходится сталкиваться.

В последнее время, к моему сожалению, наблюдается растущее негодование и неприязнь к учителям. Это тревожный тренд 

В поисках причин этого явления стоит обратить внимание на различные факторы. Возможно, такая негативная динамика обусловлена влиянием социокультурных изменений, экономических нюансов или изменений в образовательной системе.

Может быть, некоторые люди испытывают давление от внешних обстоятельств, что отражается на их отношении к учителям

Это может быть и результатом недостаточной информированности об образовательном процессе или проблем в системе в целом. Важно провести более глубокий анализ, чтобы точно определить, что стоит за этим явлением, и разработать эффективные стратегии для улучшения восприятия профессии учителя в обществе.

Я верю, что учитель — это не просто носитель знаний, но и взрослый, способный защитить своих учеников. У него должен быть стержень, этические нормы, которые защищают обе стороны.

Оскорбления в адрес педагогов или учеников недопустимы. В идеале, школьная среда должна быть местом, где работают учителя, настоящие любители своей профессии и своих учеников.

Убеждена, что принятие такого подхода поможет уменьшить количество школьных конфликтов, создавая условия, при которых дети будут с нетерпением ждать каждого урока у своего любимого педагога. Профессия учителя — это искусство, и важно увидеть и оценить его всестороннюю значимость для общества и будущих поколений».

Сергей Агапов
Сергей Агапов
Адвокат, член Адвокатской палаты Московской области

Как сейчас закон защищает учителей от дискредитации

Следует отметить, что в Российской Федерации провозглашен особый статус педагогов в обществе. Кроме того, признается необходимость предоставления прав и свобод, мер социальной поддержки, направленных на обеспечение педагогам высокого профессионального уровня, а также условий для эффективного выполнения ими профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (ч. 2 ст. 47 Закона об образовании).

Каждый педагогический работник имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства

(П. 13 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании). В свою очередь, каждый обучающийся обязан уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися (п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании).

Что касается правомерности использования фотосъемки, аудио- или видеозаписи без согласия собеседника (лица, находящегося в помещении или на улице), то на основании ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» недопустим сбор информации о частной жизни лица, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, без его согласия.

Между тем следует отметить, что указанное выше положение закона не распространяется на ситуацию, при которой собеседники (лица в помещении или на улице) находятся на рабочем месте, в официальном качестве (например, работник/работодатель, продавец/покупатель, педагогический работник/обучающийся) либо совершают противоправные действия, в связи с чем фиксация каким-либо способом их разговоров и действий не запрещается. Дальнейшее использование записей такого рода, в том числе и представление в правоохранительные органы и в СМИ, нормами права не ограничено.

Таким образом, инициативы по установлению юридической ответственности за дискредитацию педагогических работников не повлияют на возможность фиксации и обнародования вероятных противоправных действий, совершаемых в процессе образовательной деятельности. Везде в ответе: Закон об образовании — это Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».