Вас повысили в должности: как не поссориться с коллегами?

Дружба может помочь в тяжелый период, благодаря ей легче переносить трудности: плохие условия работы или проблемы с начальством. Недавний опрос показал, что в США у 20% работающих людей лучший друг — коллега. Дух товарищества приносит пользу и работодателю: те, у кого есть хорошие друзья, более старательно выполняют свои обязанности.

Но такиеие отношения между сотрудниками, при всех их преимуществах, чреваты обидами и неловкими ситуациями. Патрисия Сиас из Аризонского университета изучает вопрос дружбы между коллегами. Ее исследования показывают, что, когда одного из друзей повышают в должности, отношения часто начинают портиться.

Если вы получили должность, на которую претендовал и друг, в отношениях может возникнуть неловкость

Предположим, вас повысили. Если на должность претендовали не только вы, но и друзья-коллеги, в отношениях неизбежно возникает напряжение, приходится искать компромиссы между дружбой и карьерными амбициями.

«Когда вы расстаетесь с партнером, то можете вычеркнуть его из своей жизни и никогда больше с ним не встречаться. Но если поссорились на работе, вам придется видеться каждый день (пока кто-то из вас не уволится), особенно если вы занимаетесь общим делом. Это может быть болезненно для обоих», — считает Патрисиа Сиас.

Если вы получили должность, на которую претендовал и ваш друг тоже, в отношениях между вами может возникнуть неловкость, и, чтобы их сохранить, потребуются усилия. Сделать это возможно.

1. Смиритесь с тем, что отношения изменятся

Не стоит думать, что в них все останется по-прежнему. Даже при самых благоприятных обстоятельствах поддержание дружбы требует времени и сил. А теперь, когда вы поднялись на следующую ступеньку, это может стать еще сложнее.

Джессика Мето из Ратгерского университета исследует проблемы управления персоналом. Она изучала динамику дружбы между сотрудниками в страховых компаниях, ресторанах и магазинах розничной торговли. Ее исследования подтвердили, что дружба с коллегами способствует психологическому благополучию работников. Но справляться с ролями коллеги и друга одновременно может быть непросто.

Если вы получили должность, Мето советует в первую очередь сосредоточиться на роли коллеги и быть объективным, стратегически просчитывая, как ваши личные отношения с другими сотрудниками будут выглядеть в глазах коллектива.

Если сотрудники видят, что начальник все время перешептывается с другом, это их озадачит

«Профессиональные аспекты ваших взаимоотношений должны выйти на первое место. Если вы стали начальником друга, важно, чтобы ни у кого не возникло впечатления, будто вы создаете для него особые условия, даете больше ресурсов или делитесь информацией, которая неизвестна другим», — советует Мето.

Возможно, для этого придется сократить личное общение один на один. «Если сотрудники видят, что начальник все время перешептывается с другом, это наверняка их озадачит: о чем это они говорят и почему других коллег исключают из беседы?» Не стоит бросаться в другую крайность и начинать относиться к другу строже, чем к другим сотрудникам.

2. Обсудите перспективы

Обсуждать повышение с другом, который тоже претендовал на эту должность, одновременно и просто, и сложно. Вы можете попасть в психологическую ловушку, называемую «иллюзией прозрачности»: вам будет казаться, что вы прекрасно понимаете, о чем думает и что чувствует друг, хотя на самом деле это не так. Иными словами, вы можете решить, что он и так все понял и говорить с ним на эту тему необязательно.

Но для сохранения дружбы и деловой репутации важно обсудить случившееся. «Стоит поговорить о том, какими будут ваши отношения в будущем, чего можно ожидать и в чем вы оба нуждаетесь», — считает психолог Мелоди Уилдинг.

Джессика Мето советует не акцентировать внимание на том, почему повысили вас, а не друга, а просто обсудить дальнейшие перспективы ваших отношений.

3. Признайте, что другу больно и обидно

Патрисиа Сиас советует во время разговора с другом объяснить, что вы хорошо понимаете его чувства. Так вы покажете уважение. Если он сильно расстроен, сначала обсудите его переживания, а не вашу новую должность: «Лучший способ преодолеть неприятные эмоции — рассказать о них».

Вместо «Да, знаю, меня повысили вместо тебя. Не переживаешь?» выразитесь мягче: «Знаю, для тебя это было важно. Ты как вообще?»

Если друг и коллега открыто вам завидует, не стоит начинать оправдываться. Лучше расспросите его поподробнее. Если он уверен, что вы «украли» у него новую должность, не спешите это отрицать — лучше покажите ему, что понимаете его чувства. «Вы можете сказать: «Понимаю, тебе кажется, что я украл(а) у тебя эту должность», — это ясно покажет, что вы его услышали. После этого можно спросить: «А ты не мог(ла) бы подробнее объяснить, почему так думаешь?»

4. Не пытайтесь его переубедить

Вы не способны повлиять на реакцию друга. Если он не так радуется вашему повышению, как вам бы хотелось, не пытайтесь это изменить. «Вам может показаться, что вы должны убедить его изменить отношение к случившемуся. Но это не ваша ответственность. От вас требуются лишь сопереживание и готовность разговаривать, — поясняет Уилдинг. — Следите, чтобы у вас не возникло подсознательного желания как-то компенсировать вашему другу случившееся, создать для него особые условия».

5. Подберите нужные слова

Вашему другу может быть очень обидно, что он не получил ожидаемого назначения. Джессика Мето уверена, что повышение дает вам обоим повод поразмыслить о ваших профессиональных успехах и вашем статусе. В результате ваш друг может решить, что он просто недостаточно хорош.

Проявите чуткость, не хвастайтесь новым статусом в его присутствии. Обсуждая с ним эту тему, избегайте категоричных заявлений о победителях и проигравших, успехе и неудаче. Гораздо лучше будет сформулировать это в выражениях вроде «меня назначили на другую должность», «мне поручили новые обязанности».

В любой компании руководство решает, кого повысить, а кого нет, исходя из множества факторов

Если вы настоящий товарищ, то и сами прекрасно понимаете, что не стоит бравировать повышением перед другом. Не сравнивайте себя с ним напрямую, не говорите: «Ну, я показывал лучшие результаты» или «Я лучше подхожу». Важно показать ему, что ваш успех вовсе не означает его неудачу.

«В любой компании руководство решает, кого повысить, а кого нет, исходя из множества разных факторов. Главное — не кто «победил» или «проиграл», а кто лучше подойдет для новой роли», — подводит итог Мелоди Уилдинг.