Воображаемые друзья наших детей: стоит ли паниковать

«Авраам Линкольн — мой дедушка» — между делом заявляет мне пятилетка. «Что?» — переспрашиваю я, предусмотрительно затаившись в молчании. «Ну да, — продолжает ребенок, уже чуть не плача, — я так расстроился, когда его застрелили в театре».

Так, с примера из собственной жизни, начинается статья-исследование Джессики Келер, посвященная теме воображаемых друзей и тому, как относиться к чрезмерно бурной фантазии ребенка. «Это один из многочисленных примеров воображаемых связей нашего сына. Помимо исторических личностей, он предпочитает книжных героев, актеров кино или полностью придуманных персонажей — все они часто занимают большое место в его ежедневных играх. Истории с воображаемыми друзьями многогранны, эмоциональная связь крепка. Не пора ли нам беспокоиться?»

Психология придуманных друзей

В детстве они появляются довольно часто. Примерно две трети детей в возрасте от трех до восьми лет придумывают воображаемых друзей, которые иногда «задерживаются» и до подросткового возраста. Скорее всего, к этому более склонны девочки, и образы придуманных компаньонов у детей разного пола различаются.

Девочки чаще занимают учительскую позицию в таких отношениях, нянча малышей — животных или младенцев. Мальчики, в свою очередь, создают сильных и знающих «приятелей», более могущественных, чем они сами. Отношения с такими друзьями могут быть иерархическими или равноправными.

Согласно исследованию, придуманные компаньоны обычно относятся к одной из двух категорий: невидимые существа или персонифицированные объекты. Большинство детей прекрасно понимают, что их друзей не существует в реальности, и даже указывают на это взрослым, к их большому облегчению. За выдуманным компаньоном скрывается созданный воображением ребенка космос, удивительный мир фантазии.

Воображаемые друзья наших детей: стоит ли паниковать

Откуда они берутся?

В основном таких существ придумывают просто для удовольствия. Довольно часто дети с богатым воображением отлично социализированы и любят все, что связано с фантазией. Эти личностные особенности соединяются и провоцируют ребенка на создание вымышленных компаньонов.

Исследование Стефани Карсон дало основание считать, что дети наделяют их функционалом для удовлетворения трех психологических потребностей, основанных на теории самодетерминации.

1. Потребность в компетенции

В отношениях с воображаемыми друзьями дети часто выделяют себе роль лидера, обучающего менее компетентного «товарища».

2. Потребность в отношениях

Связи с ними порой бывают не менее крепкими, чем с настоящими друзьями.

3. Потребность в автономии

Иногда придуманные компаньоны помогают детям манипулировать ситуацией с целью получить контроль над происходящим.

Родительские сомнения

Еще в 1945 году доктор Бенджамин Спок писал, что родителям стоит беспокоиться, если у ребенка старше четырех лет все еще есть воображаемые друзья. По его мнению, их появление свидетельствовало о неприспособленности или недостатке чего-то у ребенка в реальной жизни.

Жан Пиаже, один из самых известных психологов XX века, изучавший развитие ребенка, в 1962 году заявил, что наличие придуманных друзей может быть признаком нарушения развития ребенка.

У детей есть свой зачарованный мир, который они не всегда хотят открывать

Однако научные данные последних трех десятилетий не поддерживают точку зрения доктора Спока и Пиаже. Свежие исследования позволяют предположить, что наличие воображаемых друзей связано с позитивными психологическими показателями в детстве и более позднем возрасте.

Позитивные психологические показатели

Исследование рассматривало взаимосвязь фантазий о вымышленном друге и позитивных психологических показателей. Выяснилось, что дети, у которых есть придуманные компаньоны, также имели более широкий словарный запас и лучшие речевые навыки. Они оказались менее стеснительными и более социально ориентированными и в целом обладали высоким уровнем креативности.

Ученые увидели взаимосвязь между богатой фантазией ребенка и лучшими результатами при прохождении теста на творческие способности. Интересно, что эти дети оказались изобретательнее сверстников в придумывании новых вариантов использования различных предметов. Они менее ограничены функциональными стандартами.

Таким образом, данные позволяют предположить, что фантазеры могут вырасти в креативных взрослых, чьи показатели развитого воображения будут выше, чем у остальных.

Воображаемые друзья наших детей: стоит ли паниковать

Сверхвозбудимость

Некоторые психологи пока еще сомневаются в обязательном наличии взаимосвязи между появлением воображаемых приятелей у ребенка и его отличными интеллектуальными показателями. В то же время уже существует теория, поддерживающая идею, что богатое воображение бывает у детей с хорошими когнитивными способностями.

Теория позитивной дезинтеграции Казимежа Домбровского включает важный момент, касающийся концепции сверхвозбудимости, то есть повышенной психической возбудимости у одаренных детей. Описание этого явления во многом совпадает с особенностями тех, у которых есть придуманные друзья.

Вот список характеристик сверхвозбудимости воображения у детей, описанной у Домбровского:

  • Частое обращение к образам и метафорам
  • Возможность придумывать и фантазировать
  • Способность к детализированной визуализации, восприятию поэзии и драматического искусства, склонность к одушевлению окружающего мира и готовность к волшебству
  • Умение жить в мире фантазии
  • Пристрастие к волшебным книгам и сказкам
  • Сценические способности
  • Спонтанное создание визуальных образов для выражения эмоционального напряжения
  • Анимистическое воображение, смешение реальности и выдумки, способность продуцировать сны и иллюзии
  • Непереносимость скуки

Это интересное поле для исследований, которое, как надеется Джессика Келер, вскоре будет тщательно изучено, чтобы доказать связь между сверхвозбудимостью детей и созданием ими воображаемых друзей.

Открытость к новому опыту

Еще одна область для научных изысканий связана с известной теорией «Большой пятерки» черт личности. Благодаря исследованиям открылась возможная связь между склонностью придумывать друзей и открытостью опыту. А это, в свою очередь, снова отсылает к концепции сверхвозбудимости и одаренности.

Место встречи — фантазия

В 1999 году психолог Марджори Тейлор, исследующая вопросы воображения и творчества, в книге «Воображаемые друзья и дети, создающие их» описала создание вымышленных компаньонов как «магический круг». По мнению Джессики Келер, это идеальная аналогия.

У детей есть свой зачарованный мир, который они не всегда хотят открывать. И если родителей допустили туда, то стоит с благодарностью принять такой опыт. Это прекрасная возможность установить контакт с ребенком и узнать о его чувствах с помощью вопросов и бережного исследования фантазийного мира.

К придуманному другу следует отнестись с осторожностью и ни в коем случае не брать над ним верх, потому что ребенку хочется контролировать ситуацию. На протяжении этого удивительного путешествия родителей ждет радость от общения с ребенком, а в перспективе они могут способствовать развитию креативной личности. «Возможно, именно в вашей семье растет новая Агата Кристи», — заключает Джессика Келер.