«Я тебя ненавижу»: как избавиться от внутреннего голоса, который мешает жить
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Помню, как сидела диване и горько рыдала, пока родители в другой комнате решали мою судьбу. Я безмолвно кричала себе: „Я тебя ненавижу!“ и больно била себя по рукам». Ната пришла в терапию с жалобой на депрессию и повторяющиеся паттерны в отношениях с мужчинами: она влюблялась в тех, кто ее отвергал.

Детская травма

«Родители были вечно заняты, мне не хватало их тепла и внимания. Когда мне исполнилось восемь, я начала воровать у них деньги и покупать себе сладости и раскраски. Жить стало радостнее. На вопросы родителей, откуда все это, я придумала добрую подругу», — рассказывала клиентка.

Детское воровство и вымышленные друзья — верный признак, что эмоциональные потребности ребенка не удовлетворяются.

Пытаясь дополучить недостаток любви и внимания, он «покупает» хорошие эмоции в виде сладостей или фантазирует о близких людях

«Обман, конечно, вскоре раскрылся. Отец в первый раз наказал меня ремнем. Однако меня это не остановило, я продолжила таскать деньги. Родители пригрозили: если не перестанешь, отдадим тебя в детский дом. Это была очень страшная угроза. Но потом я снова взяла у них деньги — как мне казалось, незаметно и чуть-чуть», — признавалась она.

«В тот день, когда я рыдала на диване, а они думали, как со мной поступить, больше всего мне страшил даже не детский дом. Про него я думала: ну ладно, возьму с собой игрушки и книжки; там, наверное, тоже можно жить. Ужаснее была их угроза рассказать обо всем в моем классе. И тогда все узнают, какая я плохая. Это было непереносимое и разрывающее чувство стыда. Я себя ненавидела», — продолжала Ната.

Когда ребенка критикуют, наказывают или отвергают, первое, что он чувствует по отношению к обидчикам, — гнев. Однако выразить свою злость родителям, которых он любит и от которых зависит, может быть для него слишком опасно из-за страха их совсем потерять. Тогда ребенок подавляет свою злость, встает на сторону критикующих взрослых и соглашается, что он плохой. В результате он отчуждается от себя и своих истинных чувств.

Последствия

Прошло много лет. В свои 32 Ната жила обычной жизнью: дом, работа, друзья. О детстве думала мало, тот случай не вспоминала. От жизни и от себя многого не ждала. Подавленность и апатичность были ее верными спутниками. Порой Ната чувствовала тоску, что жизнь проходит как-то серо и бессмысленно.

Часто бывает, что травмирующие воспоминания и чувства вытесняются из сознания и начинают влиять на жизнь человека исподволь, из бессознательного. Неосознаваемая ненависть к себе может проявляться по-разному:

  • безжалостные требования к себе и самообвинения,

  • неспособность радоваться жизни,

  • чувство неполноценности,

  • саморазрушающее поведение.

Иногда у Наты случались романы, но заканчивались они довольно быстро. В сердце появлялась очередная рана, а страдания затягивались на несколько лет. Потом все повторялось. Отношения с мужчинами никак не складывались. Те, кому нравилась она, ей были неинтересны. Мужчины, в которых влюблялась Ната, не воспринимали ее всерьез, и их отношения были короткими и поверхностными.

«Все, чего мне всегда хотелось в жизни, — взаимной любви. Но именно этого со мной никогда не случалось», — признавалась она. После очередного болезненного разрыва Ната впала в депрессию, которая и подтолкнула ее к приходу в терапию. И тогда картина ее внутренней жизни начала постепенно проясняться.

Психотерапия

Однажды Ната пришла на сессию и рассказала, что стала слышать внутренний голос, произносящий «я тебя ненавижу». И чем дальше, тем чаще. Иногда, по ее словам, он возникал на пустом месте, без причины. Потом она стала замечать определенные ситуации и мысли, из-за которых он вновь начинал звучать. Голос критиковал Нату за любой «проступок». Из бессознательного начало проступать ее истинное отношение к себе.

Осознание

Ната вспомнила ту детскую историю и узнала внутренний голос. Когда всплыла тема ненависти к себе, Ната сначала недоумевала: «Откуда у меня это? Да, был тот случай, но в целом у меня было хорошее детство и хорошая семья. Родители меня любили, это точно. Но время тогда было тяжелое, они были перегружены финансовыми и другими проблемами. На меня у них времени просто не хватало. А когда время было, они воспитывали меня строго, без сантиментов».

Некоторые дети от рождения очень чувствительны, и одинаковые условия детства могут по-разному повлиять на психику разных детей

Строгость и критичность родителей, недостаток тепла и угрозы сдать в детский дом для одного ребенка могут быть травмирующими, а на другого не окажут разрушительного влияния.

Ната была чувствительной. Тогда, в детстве, пытаясь справиться с недостатком родительского внимания и чувством отвержения, она развернула свой гнев по отношению к родителям против себя. Стала чувствовать, что «сама виновата» и «недостойна любви». Ната больше не могла принять свою любовь к себе. И, как следствие, не могла принимать любовь и от других.

Это напрямую сказалось на ее отношениях с противоположным полом. Заинтересованные в ней мужчины не вызывали у Наты эмоций — это были герои «не из ее сказки». Вместо этого, отвергая саму себя, она бессознательно воссоздавала знакомый сценарий, в котором ее отвергали бы мужчины. Раз за разом Ната проигрывала свою травмирующую историю. Хотя в глубине души она всегда надеялась на счастливый конец, в таких условиях, увы, его быть не могло.

Результат

В терапии Нате было нелегко. Осознание и принятие своего истинного «Я», осмысление истоков проблем и проживание подавленных чувств требовало решимости и внутренних усилий. «Иногда мне хотелось убежать и закрыться, а не поднимать со дна все эти болезненные чувства и переживания. Что заставило меня остаться? Надежда, что моя жизнь может быть другой. И те первые изменения, которые я стала ощущать в себе и в своих отношениях с окружающими. Это давало силы и желание двигаться дальше. Ведь, как говорят в рекламе, я этого достойна. Хотя раньше я так не думала», — заключила она.

Анна Соколова

Клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт

Личный сайт