Знакомо ли «людям без сердца» сострадание?

Они не просто люди с трудным характером. В детстве из любопытства они мучают животных, манипулируют родными и близкими, шантажируют учителей. Они рано понимают, как использовать других в своих целях, и учатся имитировать эмоции, чтобы вызывать у других нужные реакции.

Вырастая, становятся либо беспутными авантюристами, либо тонкими манипуляторами (поэтому нередко делают успешную карьеру в политике и бизнесе). До сих пор казалось, что психопаты не могут понять и даже просто ощутить переживания других людей. А не обладая эмпатией, нельзя оценить вред от своих действий, нельзя понять, насколько сильно они могут затронуть окружающих.

Эмпатия — это врожденная способность ставить себя на место другого, понимать то, что он чувствует, по выражению лица, положению тела… Собаки, кошки, обезьяны и многие другие высшие животные способны к эмпатии.

Такая чувствительность во многом обусловлена действием нейронов, называемых «зеркальными». Они активируются, когда мы выполняем какое-либо действие или видим (представляем), как его выполняет кто-то другой.

Мы словно «примериваем» на себя поведение другого человека и таким образом понимаем его. Речь идет о целой системе связей, важнейшую роль в которой играет островковая доля мозга (часть больших полушарий). Так что если психопаты действительно не обладают эмпатией, у них не будет активен именно этот участок головного мозга.


Проблема психопатов — не в невозможности воспринимать чужие переживания, а в том, что их нервной системе не хватает возбуждения

Проверяя эту гипотезу, нейропсихолог Харма Мефферт из Университета Гронингена (Голландия) опроверг ее и доказал обратное (1). Нейроны в соответствующих зонах мозга активны, а значит, бессердечные, жестокие, асоциальные люди все же способны к эмпатии.

Но в отличие от большинства из нас, у них как бы «заклинивает» механизм передачи импульса, и нужный эффект необходимо провоцировать искусственно. В эксперименте Харма Мефферта участникам, людям с психопатическим расстройством личности, демонстрировали небольшие видеофрагменты, в которых движения рук выражали две разные эмоции.

В первом фрагменте одна рука гладила другую, во втором — с силой била по ней. Во время просмотра томограф не зафиксировал активности в областях мозга, связанных с проявлением эмпатии. Но когда экспериментатор прямо предлагал участникам описать (и представить себе), что чувствует человек, которого бьют по руке, активность их мозга становилась почти сопоставимой с той, которая наблюдается у обычных людей.

Проблема психопатов, по мнению Мефферт, состоит не в невозможности воспринимать чужие переживания, а в том, что их нервной системе не хватает возбуждения. Возможно, в этом кроется разгадка того, почему иногда самые закоренелые преступники испытывают внезапный порыв раскаяния и даже совершают благородные поступки (например, ценой своей жизни спасают маленьких детей).

1. Brain, 2013, vol. 136.