psyhologies.ru
тесты

О чем говорят номера ароматов

Похоже, цифровой принцип передачи информации сегодня затронул и духи: в их названиях вместо выразительных образов все чаще появляются числа. Почему парфюмеры предпочитают сухие цифры? Неужели «номер пять» звучит поэтичнее, чем слово «любовь»?
«Адресные» ароматы, по часовой стрелке:цветочно-древесный 24 Faubourg с нотами гиацинта и сандала, Hermes; парфюмированная свеча 30 Montaigne, Dior; древесно-цитрусовый 154 Cologne с нотами ветивера и лаванды, Jo Malone; пряный Archives 69 с нотами паприки и ладана, Etat Libre d`Orage; шипровый 34 Boulevard Saint Germain с нотами герани и кардамона, Diptique.

Возраст, рост, размер одежды,расчет доходов и трат – числа сопровождают нас всюжизнь. Они вносят в нее точность, упорядочивают, дают ощущение верности информации. Вписанные в графы ежедневника, помогают организовать рабочий день. Отмеченные в календаре, напоминают о дняхрождения и назначенных встречах. Символы порядка, цифры вызывают у нас доверие. Порой мы даже назначаем себе счастливые числа-талисманы. Случается, некоторых цифр – например, 13 – мы опасаемся.«Это отголоски страха перед цифрами, пришедшего из глубины веков, – объясняетпсихолог Евгений Осин. – В древности люди приписывали числам магическиесвойства. Психолог Мария-Луиза фон Франц (ученица Карла Густава Юнга) пишет в своей книге, что в мифах разных народов есть идея о том, что лишь сверхъестественной силе – смерти, судьбе или божеству – доступно умение считать и точноисчислить все, от продолжительности жизничеловека до количества волос на голове*.Поэтому числа вызывали у древних благоговение и страх». Обнаружив число нафлаконе духов, мы не испугаемся, а будемзаинтригованы: что бы это могло означать?

Коды доступа

В названиях многих ароматов цифры появляются по «адресному» принципу, которыйнесет вполне ощутимое символическое послание. Например, парижский адрес 24 Faubourgизвестен во всем мире как местоположениеголовного бутика Hermès. Одноименныйаромат – это лицо марки, ее полномочныйпосол, призванный запахом передать ценности и историю – многолетний путь от шорноймастерской до модного Дома, чьи шелковыеплатки и сумочки Kelly женщины передаютпо наследству дочерям. Горькие цветы24 Faubourg Hermès, сочащиеся золотыммедом, с этой задачей прекрасно справляются.Примерно той же целью – увековечить адрессвоей штаб-квартиры во флаконе духов, передать нам «послание в бутылке» – задавалсяоснователь марки Etat Libre D’Orange Этьенде Суардт (Etienne de Swardt). Создаваяаромат Archives 69, он не только хотел, чтобымир узнал номер дома, где он творит своискандальные парфюмерные композиции.Заодно Этьен решил создать аромат-провокацию – ольфакторный (обонятельный)образ Лолиты, греховного поцелуя и запретной сексуальности, воплощенной с помощьюнот влажной замши и мускусного аккорда.И за географическую, и за провокационнуюсоставляющую названия духов несет ответственность число 69, с XVIII века означающее одну из позиций орального секса.На крышке духов, выпущенных в честьполувекового юбилея марки Diptyque, выгравировано название 34 Boulevard Saint-Germain. Оно же – адрес их первого бутика.А сама композиция духов – это историяпарфюмерного Дома, смешанная из нотароматов-бестселлеров: инжирные листьяPhilosykos, почки черной смородиныL`Ombre dans L`eau, воздушная туберозаDo Son, пряности L`Eau.

Евгений Осин, психолог

«Какие числа мы выбираем»

«Когда мы видим на флаконе духов надпись «Восточнаясказка» или, скажем, «Кровь и песок», слова вызываюту нас определенный образ, и мы обращаем на аромат внимание. Если вместо слов видим число – тоже реагируем.Почему? На этот вопрос отвечает наука психосемантика.Установлено, что числа выглядят лишенными свойствтолько для вычислительных машин. У людей же они вызывают устойчивые предметные, цветовые, эмоциональныеассоциации*. Так, цифры 2, 4 и 7 кажутся нам «хороши-ми», «плохими» – 0 и 8. «Мужественными» – 7 и 9, а «женственными» – 0, 2 и 3. Цифры 4, 7 и 8 связаны с чувствомновизны, 6 и 1, наоборот, представляются «старыми».Четные числа выглядят надежными, устойчивыми, завершенными. Нечетные (особенно простые) манят иррациональностью, загадочностью – неспроста создателиароматов часто предпочитают именно их. Можно предположить, что секрет успеха некоторых ароматов отчастикроется в номерных обозначениях. Пятерка, входящаяв название № 5 Chanel, – «быстрая», «твердая», «мужская». Неудивительно, что духи выдержали проверкувременем. Впрочем, целостный образ духов формируетих аромат и лишь затем – вторичные признаки вроденазвания или дизайна. Поэтому вклад цифр в этот образмал и может сыграть определяющую роль лишь при про-чих равных условиях. Например, когда мы затрудняемсявыбрать один аромат из нескольких, то отдадим пред-почтение флакону с числом, если оно совпадет с днемрождения друга, или памятной исторической датой,или номером квартиры, где мы когда-то жили».

* The American Journal of Psychology, 1979, vol. 92 (No. 4).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье