psyhologies.ru
тесты
текст: Алла Ануфриева 

Живопись Эдуарда Штейнберга

В отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка знаменитого художника-нонконформиста Эдуарда Штейнберга.
 Эдуард Штейнберг Эдуард Штейнберг

«Мастихин (мастерок художника. – Прим. ред.) – как смычок скрипки. Скрипка – это холст, и ты исполняешь музыкальные композиции. Только путем красок», – так поэтически определил однажды суть своей работы художник Эдуард Штейнберг (1937–2012).

«Музыкальные» композиции Штейнберга – геометрические абстракции, но в них можно увидеть небо и землю, свет и тьму, элементы русской иконописи и простодушие катакомбной живописи ранних христиан.

О ярком художнике-нонконформисте, чьи работы находятся не только в ведущих музеях нашей страны, но и в крупнейших галереях и частных собраниях в Австрии, Германии, Франции и США, рассказывает искусствовед Анна Чудецкая*.

2000. Гуашь. 104 x 66 cm

2000. Гуашь. 104 x 66 cm

1990. Диптих «Весна Лето Осень Зима» и «Гробовщик Вася». Гуашь © Третьяковская галерея

1990. Диптих «Весна Лето Осень Зима» и «Гробовщик Вася». Гуашь © Третьяковская галерея

2009. «Композиция». X.M. 71 x 71 cm © Государственный Эрмитаж

2009. «Композиция». X.M. 71 x 71 cm © Государственный Эрмитаж

1986. «Зайцевы». X.M. 140 x 120 cm. © Висбаден музеи

1986. «Зайцевы». X.M. 140 x 120 cm. © Висбаден музеи

2006. «Композиция». X.M. 41 x 41 © ГМИИ им. Пушкина

2006. «Композиция». X.M. 41 x 41 © ГМИИ им. Пушкина

 Эдуард Штейнберг

Эдуард Штейнберг

Psychologies : Эдуард Штейнберг не имел специального художественного образования – случай для художника с мировым именем исключительный. Как же произошла его встреча с изобразительным искусством?
Анна Чудецкая : Эта встреча состоялось благодаря его отцу, Аркадию Штейнбергу. В молодые годы Аркадий Акимович учился во ВХУТЕМАСе по классу Давида Штеренберга, был поэтом и переводчиком. Потом судьба его сложилась непросто. Аркадий Акимович был репрессирован в тридцать седьмом, а перед войной выпущен из тюрьмы. Он ушел добровольцем на фронт, но после войны его вновь арестовали и освободили лишь в 1954 году. И вот тогда он стал первым наставником сына и в рисунке, и в живописи с натуры, и в том понимании занятия искусством, которое может именоваться духовным поиском. Благодаря отцу Эдуард прикоснулся к традиции живописи 1920-х годов.
К какому из направлений?
А. Ч. : Работы Штейнберга самого начала 1960-х годов – редкий пример «вхутемасовской» традиции живописи, выполненной с натуры. «Городской пейзаж в районе Бауманской» представляет невзрачный мотив: два двухэтажных дома, проезжая улица, прохожие. Важное место в композиции занимают снег и небо, вобравшие в себя множество оттенков голубого, лилового, розового, охристого, – и в этом единстве уже ощущается та светлая гамма, которая будет главенствовать в поздних абстракциях Штейнберга. Портрет бабушки 1962 года – один из примеров многочисленных портретов, которые писал художник в этот период поисков. Скупость серого-черного-коричневого создает ощущение светлой грусти. А вот «Дерево» 1963 года, еще оставаясь в рамках натурного мотива, уже предвосхищает абстрактные композиции позднего периода; возрастает доля условного, цветовая насыщенность исчезает, возникает голубоватое мерцание.
читайте такжеРусский стиль
Как, когда возник его интерес к беспредметному искусству?
А. Ч. : Где-то в середине 1960-х годов. Он видел работы художников «первого авангарда» в коллекции Георгия Костаки, был на выставке из собрания Николая Харджиева, получил в подарок книгу Камиллы Грей «Великий эксперимент» – все это способствовало тому, что от натурных мотивов Эдуард Штейнберг постепенно перешел к геометрической абстракции. Штейнберг даже написал письмо Казимиру Малевичу. В этом «диалоге» Штейнберг явился заинтересованной стороной: он посвятил свое дальнейшее творчество восстановлению преемственности с идеями супрематизма и русского авангарда в целом. В супрематизме Штейнберг увидел синтез мистических идей русского Серебряного века, пластического строя русской иконописи и живописи ранних христиан. И его собственные работы начала 1970-х годов демонстрируют это метафизическое устремление выйти за пределы чувственного, эмпирического опыта, отрешиться от повседневного, суетного, обратиться к вечным вопросам бытия. Композиция «Череп, кувшин, лист клена» 1971 года – прекрасный пример такой символической дематериализации, но чаще художник работает с простыми геометрическими фигурами. Квадрат, прямоугольник, треугольник погружаются в пространство, где их очертания становятся не столь определенными, а пространство «наполняется», становится более плотным. И предметы, и пространство становятся со-материальны друг другу.
Что помогает «читать» его абстрактные работы?
А. Ч. : Иногда в геометрии форм мы можем угадать нечто изобразительно-определенное: так в композиции «Февраль-март» (1973) видится грандиозное изображение птицы. Тема убитой птицы очень часто появлялась в работах Штейнберга в конце 1960-х, а чучело дятла долгое время было очень важным предметом – своего рода проводником в особое, умозрительное пространство его произведений. Но иногда мы не находим никаких изобразительных подсказок. Тогда подсказкой могут служить посвящения. Композиция «Треугольники» 1976 года посвящена памяти матери художника. Два треугольника, розовый и черный: розовый вздымается словно пирамида; черный – как предостерегающий знак; за ними – мерцающее голубое пространство. Человеческая жизнь осознается художником как ускользающая тайна, которую можно постичь с помощью колорита, который способен сгустить материю, а может ее растворить.
Его художественные поиски носили религиозно-философский характер?
А. Ч. : Да, но они не вписывались в традиционное богословие. В работах Штейнберга духовное и эстетическое сопрягалось с глубоко индивидуальным. Метафизичность его искусства таилась внутри самого живописного метода. Тончайшие цветовые градации словно становились проводниками переживаний, размышлений, поисков ответов. Но в искусстве Штейнберга не найти готовых истин или мистических откровений. Он остановился в той точке, где религиозная проблематика присутствует как некое вопрошание – о чувстве, о мысли, о смысле, о предназначении… Поиски художника оказались созвучны и мировому пространству культуры. Эдик Штейнберг стал одним из немногих отечественных художников, которые смогли занять достойное место в художественной жизни Европы. Нынешняя выставка работ Эдуарда Штейнберга из собрания музея призвана констатировать: язык геометрической абстракции оказался актуальным для мирового культурного контекста последних десятилетий.

* Анна Чудецкая – арт-критик, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки.

Когда: 11 июня – 15 сентября 2014 года

Источник фотографий: материалы пресс-служб
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье