psyhologies.ru
тесты

Электра. Смягчающие обстоятельства

Сюжет об Электре не теряет своей популярности и по сей день: постановки идут сегодня одновременно в нескольких театрах. В чем притягательность этой античной трагедии? Взгляд психоаналитика.
Андрей Россохин, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Андрей Россохин, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «

Отделиться от матери. Античная трагедия – это не рассказ о конкретной жизненной ситуации, это всегда метафора того, что происходит в нашем внутреннем мире. Персонажи – это разные «Я» одного и того же человека, и сюжет раскрывает глубинный конфликт между ними.

В основе «Электры» Юнг увидел конфликт, который назвал «комплексом Электры», считая его симметричным эдипову комплексу: девочка испытывает сексуальное влечение к отцу и вражду по отношению к матери – своей сопернице. На самом деле никакой симметрии нет: развитие девочки и мальчика идет разными путями. В чем разница?

Трагедии Софокла и Еврипида, пьесы О'Нила и Сартра сталкивают лицом к лицу Электру и ее мать. Мы не видим у Электры сексуального влечения к отцу. Отца вообще рядом нет, он на войне, и в его отсутствие дочь словно находится в рабстве у матери – и это ключевой момент в сюжете об Электре. Речь здесь идет о слиянии дочери и матери, о том, как трудно девочке вырваться из-под власти материнского образа, найти свое женское «Я» и жить собственной жизнью. Мальчику отделиться легче – он видит свой пенис и понимает, что он другой. А девочка видит, что она точно такая же, как мать, и для того, чтобы ослабить связь, ей нужно проделать большую работу. А именно – убить в себе ее образ. И этот конфликт наглядно представлен в Электре.

Чтобы отделиться, девочке необходима поддержка отца. Электра ждет его как спасителя: ей нужен (символически) меч мужчины, чтобы обрести свободу. Когда же отца убивают, Электра находит поддержку в лице Ореста.

Факты

В основе сюжета конфликт: Клитемнестра, мать Электры и Ореста, убивает (вместе со своим любовником Эгисфом) мужа, Агамемнона. Дети считают своим долгом отомстить за отца: Орест, руководимый сестрой, убивает мать и Эгисфа. Этот сюжет в разных вариациях представлен в пьесах Эсхила, Еврипида, Сенеки и авторов нового времени.

Требование жизни. Воля богов, которая движет поступками Электры в древнегреческой трагедии, – это на самом деле требование жизни. Ведь если женщина не сможет «расстаться» с матерью, она не состоится как личность. Однако, испытывая к матери не только ненависть, но и глубокую любовь, дочь чувствует колоссальную вину при разрыве. А вина требует самонаказания и иногда вынуждает дочь отказаться от свободы. Нередко измученные близостью женщины так и идут по жизни рядом – годами.

Увидеть себя на сцене. Разрешить себе быть независимой – не значит занять место матери. Это значит расстаться со своим невольным желанием занять это место, с фантазией девочки о том, что она должна быть точно такой же матерью, как и ее собственная. Только убив в себе эту фантазию, она получает шанс отделиться. Эти задачи не нужно понимать рационально – их важно прочувствовать. Сидя, например, в зрительном зале. Вот чем так замечательно искусство театра. Оказавшись на спектакле, каждая женщина может прожить те конфликтные чувства по отношению к матери, которые прячутся в ее бессознательном. Если мы убиваем кого-то в фантазии, говорил Платон, мы не убийцы. В этом смысле, глядя, как Электра (руками Ореста) убивает свою мать, зрительница, с одной стороны, получает вакцинацию против реальной ненависти, а с другой – становится немного свободнее. Тот, кто даже себе боится признаться в возможности этих чувств, вдруг открывает, что они живут (например, в актрисе) и имеют право на существование. А раз так, то можно и в себе открыть, пусть чуть-чуть, – и раздражение, и вину, и ликующее чувство свободы.

Два взгляда... изнутри

Актрисы, играющие Электру в двух московских спектаклях – глубоких, сильных и на удивление разных, – рассказывают о том, какие чувства, по их мнению, движут их героиней.

Юлия Пересильд исполняет роль Электры в спектакле Театра наций

Юлия Пересильд и Олег Савцов в спектакле «Электра» Театра наций. Постановка Тимофея Кулябина по трагедии Еврипида.Юлия Пересильд и Олег Савцов в спектакле «Электра» Театра наций. Постановка Тимофея Кулябина по трагедии Еврипида.

«Единственное, что движет этой девочкой, – жажда мести. Она ею одержима долгие годы. Для меня Электра – ребенок, брошенный всеми, абсолютно лишенный любви. Она чтит память отца, но яростно ненавидит мать. Я долго не могла понять: ну как можно оправдать это убийство – самое непостижимое из всех возможных. В себе самой я чувствую сильное материнское начало, и осознать поступок Электры мне очень тяжело. Чтобы сыграть сцену убийства, я пытаюсь убедить себя: этот человек (не мать!) разрушил мою жизнь, семью, убил и предал моего отца и должен быть наказан за свое преступление. Я стараюсь не принимать ее как живого человека. Это трудно. Трагедия Электры в том, что она очень сильная личность, фанатик идеи. Она до конца не сомневается в себе, не считает, что ошибается, не раскаивается! Мне ее очень жалко, мне страшно за нее».

Мария Рыщенкова исполняет роль Лавинии в спектакле РАМТа.

Мария Рыщенкова в спектакле РАМТа «Участь Электры». Постановка Алексея Бородина по трилогии Юджина О‘Нила.Мария Рыщенкова в спектакле РАМТа «Участь Электры». Постановка Алексея Бородина по трилогии Юджина О‘Нила.

«О'Нил заменил имя Электра на Лавинию. Мне нравится думать, что смысл этого имени – «любовь внутри». Для моей героини это очень важно. Она впервые полюбила, но оказалась обманута и этим мужчиной, и своей матерью – его любовницей. Главное для нее – добиться справедливости, не позволить растоптать себя и свое чувство. Лавиния с детства вызывала у матери отвращение, так как была рождена от ненавистного мужа. Думаю, она очень нуждалась в матери, тянулась к ней, а та ее отталкивала. Невозможность любви рождает ненависть. Неудивительно, что теперь, спустя 20 лет, они ненавидят друг друга. Мать красива, соблазнительна, свободна. Лавиния очень хочет быть похожей на нее, но противится этому изо всех сил. Но когда красавица-мать уходит из жизни, все материнское, что пряталось в Лавинии, – желание любить и нравиться мужчинам – выходит наружу. Ее брат произносит фразу: «Смерть матери сделала тебя свободной». Я думаю, что она просто становится собой. Как будто все женское в ней теперь получило право быть».

Даты: «Электра» – 26 февраля, 7, 9, 27, 28 марта, Москва, Театр наций, Малая сцена, т. (495) 629 3739. «Участь Электры» – 22 февраля, 13 марта, 22 апреля, Москва, РАМТ, т. (495) 692 0069. А также в этом сезоне: «Трилогия. Электра. Орест. Ифигения в Тавриде» в Новосибирском драматическом театре «Старый дом», опера «Электра» в Мариинском театре (Санкт-Петербург) и балет «Электра» в Красноярском театре оперы и балета.

читайте такжеДочь и мать: отделиться трудно, но необходимо!
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье