Неужели это я?

С вами наверняка подобное случалось: вы смотрите на свою фотографию и категорически себя не узнаете. Это не я! Просто не могу быть я! - А в ответ слышите: «Да нет же, это ты...» Неужели наше представление о самих себе настолько далеко от реальности?
alt
ФОТО Getty Images 

С вами наверняка случалась такая странная история. Приятель показывает вам фотографию, и вы себя не узнаете. Ни (грузное) тело, ни (неуклюжую) позу, ни (постаревшее) лицо. Неудачный снимок, очень неудачный! Вам даже хочется его порвать – этого ужасного двойника. Вы смущены, но, сознавая важность этого вызова вашей личности, восклицаете: «Это не я!» А раз это говорите вы, единственный обладатель прав на самого себя, по идее вам должны поверить. Но увы, тут-то и случается невообразимое – ваш приятель отвечает: «Да нет же, это ты, точно ты!»

Значит, какое-то фото лучше меня знает, какой я? И кто я после этого? Тут вы погружаетесь в размышления о смутных тайнах личности. Ведь опыт, который вы сейчас переживаете, выходит за пределы так называемого «испытания зеркалом», когда наше идеальное «Я» (стройное, бодрое и элегантное в нашем воображении) внезапно сталкивается лицом к лицу с реальностью. Нет, вам открывается гораздо больше.

Вам открывается, что тождество самому себе не есть нечто неизменное, что это вечное движение, вечные переговоры. С другими, у которых есть мнение о вас, подтверждающее или опровергающее вашу самооценку. И главное – с самим собой. Или, точнее, с тем множеством «Я», которые живут в каждом из нас. Потому что мы каждый раз заново осмысляем себя, и в разные минуты этот смысл разный. Иногда под обаянием книги, фильма, собственной фантазии мы отождествляем себя с вымышленными персонажами: я – Джеймс Бонд, или я – Моника Белуччи . Или, точнее, я – это я, ставший им или ею.

Наше тождество себе самому не бывает неизменным – это вечное движение, вечные переговоры.

Но тут реальность нагоняет меня: у машины спустило колесо. Кто бы мог подумать – во мне просыпается мастер на все руки (я способен поменять колесо!). В этот миг для меня нет ничего важнее этого образа меня – повелителя домкрата и гаек. Я снова сажусь за руль, ставлю свою любимую музыку – песни, которые поют там, где я родился. Мгновенно позабыты и Джеймс Бонд, и гений авторемонта: я просто чувствую себя частью сообщества добросердечных, искренних людей.

Так действует сегодня то, что называется множественной принадлежностью: наша принадлежность к тому или иному сообществу перестала быть естественной и неизменной. Теперь виды «членства» активируются в зависимости от контекста, мечтаний или потребностей. Идентификация с нацией (которую часто поминают в новостях) на самом деле встречается очень редко. Здесь друзей, спортклуба и бесчисленного множества других групп. Национальную принадлежность невозможно задать раз и навсегда (иначе мы бы ошиблись веком), потому что она представляет собой всего лишь постоянно меняющуюся сумму отдельных мгновений, когда каждый ощущает себя частью страны и нации на свой лад.

Кстати, хочу вас утешить по поводу фотографии: ваш приятель не владеет истиной о вас. Да, конечно, он видит ваши морщины и килограммы лучше, чем вы сами. Но он ничего не знает о тени, пробежавшей по вашему лицу. Только вы владеете ключом к смыслу. И именно это и есть сегодня суть личности.

читайте такжеПочему мы не любим себя на фото
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты