psyhologies.ru
тесты

О пользе «плохих» эмоций

Представьте себе ребенка, который бегал, упал и при этом сильно ударился. Что сделает его мама? В панике крикнет: «Вызывайте скорую!» – или скажет: «Хватит ныть, чтобы я никогда больше этого не видела!» Или просто успокоит: «Ничего страшного, ты ударился, поплакал, бывает». От того, как реагирует мать, будет зависеть отношение ребенка к неприятностям. Клинический психолог Яков Кочетков - о том, почему для развития ребенка важен опыт переживания стрессов и негативных эмоций.
alt

Однажды я рассказывал молодым коллегам из Швеции о своих студенческих годах – о том, как совмещал работу и учебу, о неизбежных тогда материальных трудностях. Рассказывал со смехом, как о вещах очевидных. И вдруг заметил, что мои коллеги не смеются и выглядят даже растерянными. Одна девушка даже сказала: «Но это же очень тяжело». Выяснилось, что их опыт сильно отличается от моего (у них были хорошие стипендии, возможность полностью сосредоточиться на занятиях), поэтому то, о чем я говорил, они восприняли как очень тяжелую ситуацию. Позже я упомянул об этом случае в разговоре с немецким профессором и посетовал: мол, будь у нас нормальные условия обучения, все было бы по-другому в моей жизни. На что он мягко возразил: «Знаешь, в этом есть свои плюсы. Не уверен, что шведские студенты готовы к тому, к чему готов ты».

читайте такжеНе верьте мифам о ваших эмоциях!

В своей практике я часто встречаю родителей, которые ограждают своих детей не только от жизненных трудностей, но и от переживания негативных эмоций. «Я читала, что детей нельзя расстраивать, это влияет на мозг», «Я не хочу его разочаровывать, он еще столкнется с этим в жизни». Безусловно, далеко не всякий стресс полезен. Но не всякий вреден. Для нашего развития важен опыт переживания умеренных стрессов в раннем возрасте. И еще важнее опыт переживания негативных эмоций по этому поводу. Когнитивный психотерапевт и исследователь Роберт Лихи (Robert Leahy) разработал концепцию устойчивых «эмоциональных схем»*, с которыми мы подходим к своим чувствам. Оказывается, мы относимся к ним по-разному. Одни избегают чувств, боятся, что будут испытывать их всегда и когда-нибудь чувства убьют их. Другие пренебрегают ими и полагаются на голос разума. Есть те, кто придает им слишком большое значение и выплескивает где только можно. А бывает, что мы вообще не знаем об их существовании.

Роберт Лихи подчеркивает значение раннего опыта для формирования отношения к своим эмоциям. Представьте себе ребенка, который бегал, упал и при этом сильно ударился. Что сделает его мама? В панике крикнет: «Вызывайте скорую!» – или скажет: «Хватит ныть, чтобы я никогда больше этого не видела!» Или просто успокоит: «Ничего страшного, ты ударился, поплакал, бывает». От того, как реагирует мать, будет зависеть отношение ребенка к неприятностям и негативным эмоциям. Ему важно видеть, что «плохие» эмоции (страх, гнев, печаль) можно выражать без опаски и что родители тоже их испытывают, но при этом способны их контролировать. Но главное, чтобы научиться справляться со стрессом и преодолевать трудности, ребенку необходимо встречаться с ними! Некоторые ситуации помогут разрешить родители, но есть и такие, c которыми он разберется самостоятельно. И станет от этого сильнее.

читайте такжеПростой способ справиться с панической атакой

* International Journal of Cognitive Therapy, 2012, № 5(4).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Антистресс: как жить спокойнееАнтистресс: как жить спокойнееМы часто ищем способ снизить напряжение и избавиться от стресса. Но забываем, что стресс дает нам шанс лучше осознать свои эмоции, перестать их бояться и обрести внутренне умиротворение. Что такое стресс с точки зрения нейропсихологии и что мы можем ему противопоставить? Как избежать истощения и согласовать требования общества с личными интересами? Досье поможет распознать тревожные сигналы, определить причины стресса и найти жизненный баланс. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты