psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Дмитрий Леонтьев
Дмитрий Леонтьев
психолог, доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики», профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор нескольких книг, среди которых – «Психология смысла» (Смысл, 2007).

Возвращение личности

Наступает интересное время. Время возвращения личности.
alt

Личность – это не каждый человек, хотя в каждом есть задатки и возможности ею стать. Но многие не хотят быть личностью и добровольно отказываются от этой возможности. Потому что личность принимает на себя ответственность за свою жизнь. Ответственность может быть только у личности – не может быть ее у организации или у раба. «Раб начинает так: «Они виноваты в том, что я…» Свободный: «Я виноват в том, что я…»* Поэтому быть личностью не всегда модно. Да и властям с личностями хлопотно, они предпочитают шеренгу.

Отношения личности и социума далеки от безмятежности и однозначности. В каком-то смысле они дополняют друг друга. В эволюции человечества личность выступает фактором изменчивости, внося в социальную жизнь всевозможные вариации, мутации, инновации… А социум – фактором отбора и консервации, сортируя все эти вариации, оценивая их по степени приемлемости, принимая одни и отвергая другие – порой вместе с их носителями**. При этом социум может выполнять эту функцию или аккуратно, мягко, или тоталитарно, жестко зачищая и выбрасывая в отвалы все то, что не соответствует «единственно верному учению».

Но социум никогда ничего нового не создает – источником любых модернизаций и прорывов всегда выступают физические лица, а не юридические.

КАЖДЫЙ МОЖЕТ, НО НЕ КАЖДЫЙ ХОЧЕТ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ – ВЕДЬ ТАК НАДО ОТВЕЧАТЬ ЗА СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ.

В эволюции человечества в целом роль личностей возрастает. Однако история нашей страны не очень-то идет в ногу с этой закономерностью. Культ отдельно взятой личности вкупе с выпалыванием любых других личностей – пример противоположного движения. И это главная оборотная сторона социалистической идеи, во многих других отношениях безусловно привлекательной: социалистические идеалы устраняют личность и личное достоинство из жизни общества и неспособны использовать творческий потенциал личности на благо всех. Еще более жесткое давление испытывает личность в условиях казенно-бюрократической системы, когда, «почувствовав всеобщее осуждение, личность забилась, заперлась и исчезла. Она причиняет горе не только себе, с чем бы смирилась, но и близким»*.

читайте такжеHomo Psychologicus – Человек Психологический

Сегодня мы видим новую реальность российского общества. Личность вернулась. Оказалось, что в стране много людей, которым не нравится, когда их пытаются заставить лгать самим себе, поступаться своим достоинством и ходить строем. На митинги вышли личности – очень разные, но готовые и желающие говорить от своего имени, заявлять о своем существовании и со спокойной уверенностью отстаивать свою позицию. Появились люди, которые могут строить. И жить собственной, а не внушенной или навязанной жизнью.

* М. Жванецкий. Собрание произведений в 4 томах (Время, 2001).

** А. Асмолов «Психология личности» (Издательство МГУ, 1990).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье