psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Дмитрий Леонтьев
Дмитрий Леонтьев
психолог, доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики», профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор нескольких книг, среди которых – «Психология смысла» (Смысл, 2007).

Все лучшее — детям

Конец зимы. И с начала года родители будущих учеников уже в поиске. Главная забота – в какой школе ребенку будет лучше? И что вообще это значит – лучше?

Конец зимы. И с начала года родители будущих учеников уже в поиске. Главная забота – в какой школе ребенку будет лучше? И что вообще это значит – лучше?

Школы всегда оценивались по успеваемости учеников. Единственное достоинство этого критерия в том, что его легко считать и учитывать. Недостатки серьезнее. Во-первых, конечно, субъективность и пристрастность. Во-вторых, что не менее важно, не учитывается цена, которой оплачивается результат. Ценой этой нередко оказывается здоровье ребенка, в том числе душевное. Слов нет, хорошая подготовка к вузу, на что ориентируются многие родители, важна, но с поступлением в него жизнь отнюдь не кончается, а ресурсы здоровья порой уже на исходе. Составители школьных программ, безусловно, «хотят как лучше», не учитывая при этом разрыв между намерением и реальностью, между сказанным (учителем) и услышанным (учеником), между желанием и возможностью. Поэтому раздувание объема и без того раздутых программ не приводит к пропорциональному росту образованности.

Важнее, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно, благополучно. Ведь школа – это не просто банкомат, выдающий знания и аттестаты. Это среда, в которой дети проводят изрядную часть своей жизни, независимо от своего желания. И она влияет на их личностное развитие в целом, причем тем больше, чем меньше дети ощущают заинтересованное внимание, заботу и эмоциональную поддержку в своей семье. Как и улица, школа может научить и хорошему, и плохому, особенно если жизненные вопросы не находят ясного ответа дома.

Но комфорт – не самоцель. Баловать ребенка – значит вместе с эмоциональным благополучием формировать у него зависимость от благоприятного окружения. Возникает большой риск, что он, когда вырастет, не сможет сам построить себе счастливую жизнь, а будет ждать этого от окружающих, обвиняя других во всех своих реальных и выдуманных бедах. Поэтому одна из главных задач детства, а значит, и хорошей школы – постепенно, шаг за шагом готовить ребенка к взрослению, поощряя и развивая его самостоятельность, инициативу и собственную систему мотивов и ценностей.

ВАЖНЕЕ ЗНАНИЙ УМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ С НИМИ – ИДТИ К ЦЕЛИ, НЕ БОЯТЬСЯ НЕУДАЧ И НЕ КИЧИТЬСЯ УСПЕХАМИ. .

Детство должно быть детством, но именно в нем должна постепенно вызревать взрослость. Готовить ребенка к успехам в будущем – не значит набивать его знаниями. Важнее знаний умение с ними обращаться: ставить цели, формулировать задачи и решать их, исправлять ошибки, не бояться неизвестности, получать удовольствие от того, что делаешь, не страшиться неудач и не кичиться успехами. Остальное приложится.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье