psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Вадим Ротенберг
Вадим Ротенберг
психофизиолог, профессор Тель-Авивского университета (Израиль). Его сайт: rjews.net/v_rotenberg

Мама или «училка»?

Мама-учитель - довольно сложная комбинация. Бывает непросто разграничить свои профессиональную жизнь, наработанные за годы учительской работы навыки и воспитание собственного ребенка. Но сделать это необходимо.
alt

Она позвонила мне, чтобы договориться о консультации сына, подростка 13 лет. Она сразу сказала, что подозревает у сына серьезное психическое заболевание и готова в случае необходимости на его госпитализацию.

Она вошла в кабинет и решительно села напротив меня, приготовившись к нашей с ней беседе. Сын сел в сторонке и даже еще немного отодвинул стул. Видно было, что она не только очень уверена в себе, но и хочет подчеркнуть это. А сын выглядел закрытым, даже зажатым и старался держаться от матери на расстоянии, и не только в прямом смысле. Эмоциональный контакт между людьми ощущается по тому, как они поглядывают друг на друга – пусть даже мельком, как слушают друг друга – просто по наклону головы. Но мама и сын держались как чужие, попавшие к тому же в некомфортную ситуацию.

Мама начала было говорить, но я вежливо остановил ее и, извинившись, сказал, что сначала хочу поговорить с сыном, и попросил их поменяться местами. Она сделала это неохотно, а он подсел ко мне с настороженным выражением лица. Я начал с самых общих вопросов – о его увлечениях, отношениях с друзьями и одноклассниками, о том, что он любит читать и смотреть в кино, о занятиях в школе, но без акцента на успехах в учебе, а о любимых предметах. Я хотел вступить с ним в диалог, делился собственными воспоминаниями из детства, высказывал свои предположения, комментировал его ответы и пытался вызвать у него живую реакцию на мои замечания. Это был не психотерапевтический прием – мне действительно было интересно, и он это почувствовал. Он вдруг начал говорить свободно и с увлечением. Он мне все больше нравился.

Мама несколько раз пыталась оборвать его и направить наш разговор на обсуждение их проблематичных отношений. Она требовала, чтобы он рассказал, как он игнорирует ее советы и распоряжения, как раздраженно реагирует на ее справедливые замечания, как затевает скандал и чуть ли не истерики на ровном месте. Она возмущалась, что у него, ее сына (а она заслуженная учительница!), нередко бывают низкие оценки, так что ей стыдно за него, и с торжеством разоблачительницы напомнила о нескольких его конфликтах в школе. Эти конфликты были типичны для подросткового возраста, но в глазах мамы они свидетельствовали о психическом нездоровье.

И тут поведение сына действительно изменилось. Он начал отвечать ей враждебно и агрессивно, не считаясь с моим присутствием. А она с чувством странного торжества обернулась ко мне: «Видите, какой он в действительности!»

Я спокойно попросил сына выйти и успокоиться. Я сказал маме, что не вижу у него никаких признаков психического заболевания, но вижу, что их отношения требуют коррекции. Что ее позиция абсолютной доминантности и уверенность в своей правоте исключает возможность обсуждения с сыном любых проблем. Что для будущего ее сына было бы плохо, если бы она одержала полную победу в этой их борьбе, потому что это означало бы, что она его сломала как личность и он не мог бы противостоять неизбежным жизненным трудностям и стрессам. Но хуже всего то, что он получает такой «тренинг» от собственной мамы, в поддержке и понимании которой так нуждается.

Она выслушала меня, встала и сказала перед уходом: «Он конечно болен, и я найду врача, который это признает».

Мама хотела, чтобы ее сына признали душевно больным! Не боялась этого, не цеплялась за надежду, что это ошибка, а хотела этого! И для достижения этого была готова оспорить мнение профессионального психиатра.И тут я вспомнил о ее профессии.

Я уже сталкивался с такими случаями у некоторых учителей. Конфликты с собственными детьми они подсознательно воспринимают как свой профессиональный провал, что сильно подрывает их самооценку. Пусть он лучше будет болен, только бы не признать своих ошибок в воспитании. Им необходимо объяснить, что отношение с собственным ребенком не тождественно отношению учительницы с учениками.

читайте также

Мать в роли... обвинителя

Обязаны ли мы любить свою мать?

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • erratic   
    158 недель назад

сына жалко. на его месте((( я бы вышла с чувством, что об**сь, что мою неполноценнность доказали моей несдержанностью. "так хочется быть хорошей и дядя такой понимающий попался, а теперь и он меня выставил". в миру (а не психологии) агрессивность, особенно у женщин, очень сильно осуждают. человек вроде прав, защищая свое, но становится всеобщим врагом((( но это не про того мальчика, надеюсь, это про меня, моего папу. его мама - учительница начальных классов, кумир всей семьи, только у меня последние годы страх с ней созваниваться. возможно, это старость, немощь (она почти ослепла), но я как вспомню, что однажды из-под маски такой мисс Марпл вылезла завистливая ведьма: "Мой-мой посуду", - прошипела она (впервые я ее видела такой). Я приехала в гости и решила помочь. Мелочь, а не случай, но я больше не могу с ней говорить по телефону даже. Остро чувствуется, что все то же радостное приветствие одной и той же интонацией - это не бабушка. :/// мою бабушку съел волк. с одной стороны, я очень уважаю стремление к образцовости, с другой - уже столько у себя проблемных установок нашла с этим убеждением. отличница! железная! самая культурная и воспитанная! а мальчика жалко. ему в любом случае будет трудно защищаться в жизни, только когда уже накипит-перекипит. и то будет чувствовать себя неадекватным. (опять про себя))) а мама моей мамы была шахтер, и делала с собой и своими дочерьми то же самое, что учительница из вашей истории. мне уже иногда не верится, что были, по крайней мере, в той среде и другие люди, настолько это поддерживалось обществом. у нас классная руководительница такая была. истерика длиной в классный час, что мы твари, которые не желают учиться (6 отличниц из 18 человек, а на старте был 31), у которых интеллект ниже асфальта. (которые Высоцкого и Битлз недостойны - нам их насаждали как образец вкуса и культуры, но я люблю их скорее вопреки.) хоть кто-нибудь из родителей посчитал, что нужно забрать ребенка от такого педагога, вмешаться? нет. одни мамы с ней специально дружили, мой папа за спиной шутил, что у нее недотрах. и все. это как бы норма. на самом деле у нее были жуткие мигрени, гайморит и на этой почве в последние годы зубы выпали. у учительницы английского. успокоительное она, наверное, тоже пила, но что бы посоветовал психиатр? :/
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье