текст: Татьяна Зинкевич-Евстигнеева 

Сказкотерапия: легенда... обо мне

В любой сказке заключен «добрым молодцам урок». И произведения этого словесного жанра не только наставляют, учат нас, но и лечат. О методе сказкотерапии рассказывает психолог Татьяна Зинкевич-Евстигнеева.
Сказкотерапия: легенда... обо мне

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева – доктор психологических наук, директор Санкт-Петербургского института сказкотерапии, автор серии книг, посвященных сказкотерапии (Речь, 2006).

Мы разные, но сюжеты нашей жизни универсальны.Мы разные, но сюжеты нашей жизни универсальны.

Cказкотерапия – слово нередко вызывает улыбку, кажется делом несерьезным. Однако сказки, мифы, легенды – самый древний способ поддержки и обучения человека с помощью слова. Первые из них возникли у наших предков одновременно с появлением речи. С их помощью (в символической форме) люди передавали друг другу знания об устройстве мира и живущих в нем людях. Сказки – своеобразный банк жизненных ситуаций, который наиболее полно отражает житейский опыт, духовное наследие, накопленное поколениями наших предков. И именно поэтому сегодня психотерапевты с их помощью находят ключ к пониманию и разрешению внутренних конфликтов тех, кто нуждается в помощи.

Банк ситуаций

alt

Сказкотерапевт подбирает (или придумывает) сказку, герой которой сталкивается с ситуациями, похожими на то, что переживает клиент, и всегда находит из них выход. Каждая такая сказочная история образует невидимый мост между разными уровнями психики слушателя: сознанием, личным и коллективным бессознательными. Великий швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг считал, что своеобразие нашей личности, наш стиль поведения, тип мышления и даже эмоциональные реакции во многом определяются коллективным бессознательным, нашей (врожденной) памятью о прошлом человечества. Оно проявляется в виде архетипов – универсальных стереотипов восприятия, мышления и действий. Одинаковые сюжеты сказок разных народов мира – это и есть проявление архетипов коллективного бессознательного. Они передаются из поколения в поколение, что сохраняет единство человеческой культуры, делает возможным взаимопонимание людей. Слушая сказки, мы (бессознательно) отождествляем себя с их персонажами, «примеряем» на себя их поступки, и это заставляет нас меняться. И неожиданно мы можем решить волнующую нас проблему, найти новые способы общения с людьми или выход из ситуации.

читайте такжеОднажды мне повезло…

Кому это нужно

Благодаря разнообразию сказочных форм и жанров этот метод не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия помогает и детям (при страхах, агрессивном поведении, сложностях в адаптации), и взрослым (испытывающим эмоциональные трудности и сложности в общении, страдающим от тревожных состояний).

Узор судьбы

Встав на место персонажа, обнаружить новое решение.Встав на место персонажа, обнаружить новое решение.

Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Их используют и в юнгианской терапии, и в психодраме, и в транзактном анализе. Один из новых методов – комплексная сказкотерапия – опирается на систему представлений об универсальных сюжетах, которые, разворачиваясь в жизни конкретного человека, образуют его индивидуальный «узор судьбы».

У каждого из нас свой характер, жизненный опыт, стиль отношений с окружающими, но большинство событий нашей жизни развиваются по универсальным (общечеловеческим) сценариям. Если в каком-то жизненном сюжете происходит сбой, мы теряем контроль над ситуацией, чувствуем тревогу, неуверенность, ощущаем недостаток энергии. У кого-то так проявляется внутренний конфликт или ранняя травма. Кто-то так реагирует на сильный стресс. Кто-то попал под влияние другого человека, который втянул его в реализацию собственного сценария.

Сказкотерапевт помогает увидеть механизм этого сбоя. Он внимательно слушает рассказ человека о его жизни, выделяет архетипический сюжет, влияющий на его жизнь сейчас, помогает определить опасные ловушки и предлагает стратегию гармоничного «завершения сюжета». Именно для этого он подбирает (или сочиняет) сказки, герои которых оказываются в похожей ситуации.

«Учись у облаков!»

Найти то, что мешает сюжету моей жизни.Найти то, что мешает сюжету моей жизни.

Станиславу исполнилось 42 года, когда у него появилось ощущение, что он словно живет чужой жизнью. На первых встречах со сказкотерапевтом он рассказал, что вынужден соответствовать имиджу успешного человека, ему трудно быть искренним, выражать свои чувства, общаясь с подчиненными или близкими людьми. С точки зрения терапевта, в характере Станислава была ослаблена сила архетипа Купца*, с которым связано стремление к новому, необычному, умение чувствовать других людей, способность реализовать свой творческий потенциал. Когда силы этого архетипа недостаточно, мы начинаем скучать и страдаем от однообразия.

Чтобы помочь Станиславу усилить архетип Купца, терапевт создала для него сказку. Вот ее сокращенный вариант.

«Жил на свете мудрый и добрый король. Его любили подданные, уважали соседи. Никто не видал его мрачным: с улыбкой он легко решал сложнейшие государственные вопросы. Но в глубине души король был несчастен, оттого что скучал: все, что его окружало, казалось ему предсказуемым и понятным. Он легко угадывал, что ему скажут, о чем попросят, и находил решение еще до того, как проситель открывал рот. Почему же он улыбался? Когда-то, когда он был еще ребенком, ко двору прибыл волшебник. Король-отец просил для сына особый подарок. «Волшебство не помогает людям стать счастливыми, – ответил тот. – Лишь счастье, добытое своим трудом, остается на всю жизнь». Король-отец рассмеялся: «Вы мрачно настроены, а у нас праздник – улыбнитесь! Улыбка к лицу и мудрецам, и монархам». «Хорошо, – согласился волшебник, – вот вам мой подарок: дарю вашему сыну улыбку, которая никогда не сойдет с его лица!»

«Мир всегда меняется. Только я этого не замечал».«Мир всегда меняется. Только я этого не замечал».

С тех пор молодой король улыбался. Улыбка не отражала его чувств и мыслей, но для окружающих была приятной и желанной. А сам он мечтал встретить того волшебника, чтобы вернуть ему подарок. Когда скука стала невыносимой, король решил отправиться в путь. «Может, дорога рассеет скуку?» – думал он. Но в дороге солнце все так же вставало и садилось, летом трава зеленела, а зимой выпадал снег. И люди решали одни и те же проблемы. Скука... «Эй, скучный человек с улыбкой на лице!» – услышал как-то король. Из чащи к нему вышел волшебник. «Так это ты подарил мне вечную улыбку? За что ты меня так наказал?» – «Разве улыбкой наказывают?» – «Для меня это наказание. Я легко решаю самые сложные дела, лажу с людьми, никто даже обидеть по-настоящему меня не может – улыбка мешает...» «Ты мне о счастье рассказываешь, – покачал головой волшебник, – а называешь его несчастьем». – «Внутри у меня пусто – скука...» – «Не пусто, а занято: пора тебе выгнать скуку с постоя». – «Научи, как!» – «Учись у облаков». Так посоветовал волшебник и растаял.

Теперь король ехал, поднимая взгляд кверху, учась наблюдать за облаками. А те бежали по небу, ежеминутно обновляясь, меняя очертания. Наконец король понял, что ему не нужно куда-то за ними ехать, он стал часто спешиваться и подолгу следил за игрой облаков. Над ним проплывали корабли, секунда – и он уже видел горную гряду, а через мгновение – битву драконов. Каждый их блик, переход формы был непредсказуем и ни разу не повторялся. И вот король ощутил, что скука ушла, а сердце его наполнилось радостью. «Весь мир как облака: он постоянно меняется, только я этого прежде не замечал», – догадался король. И с улыбкой выбрал свой путь, повернув коня к дому...»

Как это происходит

Сказкотерапия может быть индивидуальной и групповой. Работа с детьми и младшими подростками, как правило, проходит в игровой форме (с помощью песочницы, кукол, костюмов). Краткосрочный курс сказкотерапии занимает одну-три консультации, долгосрочный – 10-12. Стоимость одного сеанса зависит от квалификации сказкотерапевта и региона, в котором он работает (в среднем – 500-2000 руб.).

* В комплексной сказкотерапии выделяются семь мужских архетипов: Воин, Монарх, Крестьянин, Купец, Философ, Монах и Слуга – они определяют то, как человек реализует себя в oбщественной, социальной жизни.

Есть вопрос?

  • Санкт-Петербургский институт сказкотерапии, тел.: (812) 954 9022, www.cka3ka-pro.ru
  • Сообщество сказкотерапевтов: www.skazkater.narod.ru

Об этом

Лучшие книги о работе со сказками

  • Ханс Дикман «Юнгианский анализ волшебных сказок» Академический проект, 2000.
  • Мария-Луиза фон Франц «Психология сказки» Ювента, 1996.
  • Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» София, 2007.
Источник фотографий: Getty Images, Инга Аксеноваб
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты