psyhologies.ru
тесты
08 мая 2015 12:00

«Живи, будто ты уже умер»

Антрополог Рут Бенедикт – о самодисциплине по-японски и о том, как она помогает справляться с жизненными трудностями – от сдачи экзаменов до депрессии.
img

1. Маленький ребенок рождается счастливым, но не «вкусившим жизни». Только посредством духовной подготовки (или самодисциплины – сюйе) мужчина и женщина получают возможность жить полноценно и «чувствовать вкус» жизни. Только так можно полюбить жизнь. Самодисциплина же «укрепляет нутро» (местонахождение самообладания), а значит – усиливает жизнь.

2. «Умелая» самодисциплина в Японии имеет логическое обоснование: она улучшает контроль человека над собственной жизнью. Любое бессилие, которое он будет чувствовать как новичок, преодолимо, говорят они, потому что в итоге он или начнет получать от обучения удовольствие, или сдастся. Ученик должным образом овладевает своей профессией, мальчик осваивает дзюдо, молодая жена приспосабливается к требованиям свекрови. Вполне понятно, что на первых этапах подготовки мужчина и женщина, не привыкшие к новым требованиям, могут захотеть избавиться от этого сюйе. В таком случае их отцы, скорее всего, скажут им: «Что же ты хотел? Для того чтобы почувствовать вкус к жизни, необходимо пройти некоторую подготовку. Если ты сдашься и совсем не будешь себя тренировать, то в результате непременно окажешься несчастен…» Сюйе, согласно их излюбленной поговорке, «очищает тело от ржавчины». Человек превращается в сверкающий острый меч, каковым он, разумеется, и хотел бы стать.

3. Характер этого состояния мастерства (муга) в том, что… «не существует разрыва, даже в толщину волоска, между волей человека и его действием». Электрический разряд проходит прямо от положительного полюса к отрицательному. В людях, которые не достигли мастерства, присутствует, так сказать, изолирующий экран, который находится между волей и действием. Он называется «наблюдающим «Я», «вмешивающимся «Я», и когда этот экран устраняется специальной тренировкой, мастер утрачивает чувство «я это делаю». Цель замыкается сама на себе. Действие происходит без усилия… в совершенстве воспроизводит ту картину, которую рисовал в уме исполнитель. Такого рода мастерства в Японии добиваются самые обычные люди.

4. Человека в детстве настоятельно обучают осознавать собственные действия и судить о них в свете того, что скажут люди; его «я-наблюдатель» крайне уязвим. Чтобы отдаться восторгу своей души, он устраняет это уязвимое «Я». Он перестает чувствовать, что «он это делает», а затем начинает ощущать в душе свои подлинные способности подобно тому, как ученик в искусстве фехтования ощущает способность стоять на четырехфутовом столбе без страха упасть.

читайте также«Я занимаюсь суми-э»

5. Самая крайняя, по меньшей мере для западного уха, форма, в которой японцы выражают эту мысль – в высшей степени одобрительное отношение к человеку, «который живет, как будто уже умер». Буквальный перевод звучал бы как «живой труп», и во всех западных языках это выражение имеет неприятный оттенок. Японцы говорят: «живет, как будто умер», когда имеют в виду, что человек живет на уровне «мастерства». Это выражение используется в обычных повседневных наставлениях. Чтобы приободрить мальчика, который переживает относительно выпускных экзаменов в средней школе, ему скажут: «Относись к ним как человек, который уже умер, и ты легко сдашь». Чтобы успокоить друга, который заключает важную для бизнеса сделку, скажут: «Будь словно ты уже умер». Если человек переживает серьезный душевный кризис и заходит в тупик, достаточно часто с решением жить он выходит из него «как будто уже умер».

6. Муга основано на той же философии, что и совет жить «как будто ты умер». В этом состоянии у человека отсутствуют настороженность к себе и, следовательно, весь страх и предусмотрительность. Иными словами: «Моя энергия и внимание беспрепятственно направляются прямо к осуществлению цели. «Наблюдающее «Я» со всем своим грузом страхов больше не стоит между мной и целью. С ним ушло чувство скованности и напряжения, склонность к депрессии, которая беспокоила меня в прежних поисках. Теперь для меня все стало возможным».

7. По западной философии, практикуя муга и «жизнь как будто ты умер», японцы устраняют совесть. То, что они называют «наблюдающим я» или «вмешивающимся я», служит цензором, судящим действия человека. Разница между западной и восточной психологией отчетливо проявляется в том, что, когда мы говорим о бессовестном американце, мы имеем в виду человека, утратившего чувство греха, которым должен сопровождаться проступок, но когда эквивалентное выражение применяет японец, он имеет в виду человека, который перестает быть напряженным и скованным. Американцы имеют в виду плохого человека, японцы – хорошего, тренированного человека, который способен полностью реализовать свои способности. Они имеют в виду человека, которому под силу самые трудные и решительные бескорыстные действия. Главная мотивация хорошего поведения для американца – это вина; человек, который из-за огрубевшей совести перестает ее чувствовать, становится антиобщественным. Японцы представляют проблему иначе. По их философии, человек в глубине души добр. Если его побуждение может быть непосредственно воплощено в действие, он поступает целомудренно и легко».

Подробнее см. Р. Бенедикт «Хризантема и меч. Модели японской культуры» (Наука, 2007).

читайте такжеКаллиграфия: линии жизни

Источник фотографий: GETTY IMAGES.

"Психоаналитики и художники заняты в каком-то смысле одним и тем же. Нам подается официальная версия реальности — то, что мы видим, сидя в этой комнате. Но что на самом деле происходит? Что кроется за поверхностью? Что за силы направляют движение? Давайте пойдем глубже, давайте рассмотрим скрытые, или темные, или непризнанные стороны жизни. Художник делает то же самое с обществом в целом". Режиссер о своем фильме. Кто и о каком?
ОтветитьВсе конкурсы
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Олег   
    42 недели назад

...живи, как будто умер??? - да у нас так полстраны живет, и не только у нас... Если, кроме шуток, то техника - "ходячий мертвец" - безусловно, обладает определенной силой... К примеру, реального мертвеца невозможно убить, ментального - как минимум, чрезвычайно сложно(!) Корни этой философии уходят в боевую традицию самураев, т.е. способствует тому, что "мертвец" - легко убивает других, выживая сам, легко жертвует собой (по приказу Хозяина), ни о чем не думает, кроме поставленной задачи... и т.д. В общем, в бою "ходячий мертвец" - равен пятерым. Но это в бою, а вне боя? Опять таки, если это самурай, то вне боя - самурай готовится к бою, т.е. к смерти! А если это нормальный человек? который ежедневно ходит на работу - с работы, на работу - с работы... и там, представьте себе, он не рубит (японским мечом) коллег на мясо, а задницей протирает офисный крутящийся стул.... Может ему и полезно "умереть", чтобы понять, что он жив, но дело не в смерти, а в том, что, как правило, человеку в жизни не хватает - Жизни... Отсюда, рекомендация - Живи, как будто Ты Жив )))) И все будет отлично... Как "будто умер" и дурак может... а вот по другому... В общем - Удачи!
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Дайте нам поесть спокойно!Дайте нам поесть спокойно!Диеты и системы питания, несовместимые друг с другом; разгрузочные дни и голодание, списки полезных и вредных продуктов, пищевые расстройства и, наконец, внушенное в детстве почтение ко всему съестному... Неудивительно, что с питанием у нас связано столько запретов и страхов. Наша задача – наладить спокойные отношения с едой, и это вполне возможно. Кулинарные шедевры и уличная еда, семейные ужины и обеды на работе могут доставлять ни с чем не сравнимое удовольствие! Признания едоков, истории гастрономических гуру и мнения психологов – в нашем специальном проекте. Все статьи этого досье
Все досье