Ольга Сульчинская
Редактор Psychologies.
Найти свой голос
Фото
Глеб Кордовский

С начала предполагалось, что мы делаем интервью. Я позвонила, чтобы договориться о встрече. Глубокий, богатый обертонами баритон в трубке производил сильное впечатление. Неожиданно Вадим Курилов предложил: «Может, вместо того чтобы рассказывать, я лучше проведу тренинг?» Для меня одной? Голос в трубке улыбнулся: «Могу для всех». Конечно, коллеги будут рады, ведь всем нам приходится много разговаривать. Но у нас так мало времени! Однако в коротком формате тренинг идет три часа. И мы решили провести его прямо в редакции Psychologies в конце рабочего дня. «Наденьте удобную обувь, – предупредил Вадим, – потому что мы будем делать упражнения». «А в платье можно?» – уточнила я, потому что брюк не ношу и спортивные занятия недолюбливаю. «Можно, – успокоил он меня. – Мы будем делать обычные наклоны».

Найти свой голос 1

Обнаружить зажимы

К назначенному времени помещение редакции подверглось некоторым преобразованиям. Столы мы раздвинули, чтобы было где двигаться, а стулья поставили полукругом, образовав подобие сцены для ведущего. «Что вы хотели бы изменить в своем голосе?» – начал он. Оказалось, что многим из нас свой голос не нравится: «слишком писклявый», «какой-то носовой». Можно это исправить? «Поменять свой голос на другой невозможно, да и не нужно, – отвечает Вадим. – Достаточно расширить его диапазон. Например, «писклявым» мы называем голос, в котором много высоких звуков. Значит, можно добавить низких». Оказывается, для каждого случая есть свои упражнения. Но сначала каждому предстоит познакомиться со своим природным голосом. Его не придется специально ставить, как ставят оперным певцам: «Он дан каждому из нас с рождения. Но по мере взросления мы начинаем его сдерживать, приобретаем хронические зажимы и забываем о нем».

Чтобы проиллюстировать, как это происходит, Вадим предлагает маленький эксперимент. Мы встаем со своих мест и пытаемся точно выполнить указание ведущего: напрячь мышцы на правой ноге от колена вниз. «Что еще напряглось в вашем теле?» – спрашивает он. Оказывается, что никому из нас не удалось напрячь мышцы только там, где мы собирались. У кого-то сжались кулаки, кто-то почувствовал боль в пояснице. «Голосовой аппарат тоже реагирует на напряжение в теле, – комментирует ведущий. – Поэтому, когда мы напрягаем какие-то мышцы, голос звучит зажато, несвободно».

Найти свой голос 2

Две причины затруднений

Сдерживание эмоций и мышечный зажим – причины, которые лежат в основе всех трудностей с голосом, объясняет тренер Вадим Курилов.

«У маленького ребенка голос ненапряженный и звонкий. Он кричит во всю силу своих легких, у него нет зажимов. Потом ему говорят: тихо! замолчи! не кричи! не смейся! Есть даже шутка на эту тему: сначала мы учим ребенка ходить и говорить, а потом – сидеть и молчать. Когда дети усваивают социально обусловленные нормы поведения, они привыкают «зажимать» свои эмоции. На психологическом уровне мы не даем выхода своим чувствам, а на физическом – возникает мышечный зажим. Дыхание становится поверхностным, а голос сдавленным. Чтобы освободить голос, надо избавиться от излишних мышечных зажимов. Это не значит, что мы будем полностью расслаблены, – ведь мы стоим или сидим, поэтому тело в тонусе, но от лишнего напряжения мы должны себя освободить. Разные люди фиксируют напряжение в разных местах.

Например, когда у нас напряжена поясница, неправильно работает диафрагма, напрягаются мышцы гортани, корень языка и нижняя челюсть и мы говорим горлом: голос тусклый, монотонный. Мы и сами быстро устаем, и слушателей утомляем. А если убрать зажимы и направить звук во все резонаторы (полости нашего организма, в которых отражаются звуковые вибрации), голос будет глубокий и сильный. И мы сможем использовать все его возможности, делать его и звонким, и тихим, и резким, и вкрадчивым в зависимости от целей, которые перед собой ставим».

Найти свой голос 3

У многих, например, напрягается корень языка. А где он, этот корень? Не так-то просто его почувствовать! Чтобы что-то расслабить, надо это «что-то» сначала напрячь. И мы делаем забавные упражнения: вытягиваем язык, пытаясь дотянуться сначала до носа, потом до подбородка, и складываем его пополам, зажимая между зубов. Ощущения с непривычки очень странные. В горле становится тепло. Еще мы учимся разжимать зубы. «Мы привыкли стискивать их, потому что у нас часто есть ощущение, что мы боремся с трудностями, преодолеваем их», – поясняет Вадим Курилов. Под его руководством мы раскрываем рты, как голодные птенцы, и пытаемся расслабить нижнюю челюсть. Вадим показывает нам массажное движение, которое может помочь: нижнюю часть ладони (ту, что на пути от мизинца к запястью) левой и правой руки трем друг о друга, чтобы слегка согреть, а потом прикладываем к тому месту, где соединяются челюсти (у большинства около мочки уха) и ведем вниз, так, чтобы рот открылся.

В результате этого упражнения некоторые из нас начинают зевать. «Это прекрасно! Зевок помогает расслабить челюсть и приподнять верхнее небо». Мы узнаем множество анатомических подробностей: за зубами можно нащупать языком твердое небо, и если продолжить движение кончика языка к горлу, то за твердым будет мягкое небо. Если оно слегка приподнято (как во время зевка), голос звучит свободней. Но все еще не так, как у нашего ведущего. Когда же наши голоса зазвучат так же? – волнуемся мы. «Да, меня часто спрашивают: а смогу ли я так, как вы? – говорит Вадим. – И каждый раз я отвечаю, что голос индивидуален. Как отпечатки пальцев, которые у каждого свои. И я тоже никогда не смогу говорить так, как вы! Но у вас есть потенциал, о существовании которого вы, скорей всего, даже не подозреваете. Вы используете 25% своих возможностей. В лучшем случае 50%. А ведь можно – все сто».

Найти свой голос 4

Факты

Для кого создан «Голос». Это тренинг для тех, кто много общается: проводит презентации и продает товары, услуги, идеи; выступает публично, преподает.

Принцип действия. Участники выполняют дыхательные и релаксационные упражнения, задания по технике сценической речи, развивают ораторское мастерство.

Результат. Участники тренинга раскрывают свой природный голос, учатся владеть им и управлять общением при помощи своего нового голоса.

О ведущем. Вадим Курилов, бизнес-тренер, специалист по маркетинговым коммуникациям. В своей работе используетметод освобождения голоса, разработанный американским педагогом и режиссером Кристин Линклэйтер (Kristin Linklater).

Продолжительность: Тренинг проводится в нескольких форматах. Мини-тренинг – 3 часа. Максимальная продолжительность – два дня по 8 часов.

Найти свой голос 4

Первобытный звук

Вадим Курилов

Мы продолжаем упражнения, цель которых – избавить тело от зажимов. Например, из положения стоя медленно скручиваемся вперед, пока ведущий вслух отсчитывает наши позвонки: в шейном отделе, в грудном, поясничном... Прочувствовать каждый из них по отдельности сложно, но усилия не проходят даром: это движение гораздо более вдумчивое, чем привычный наклон вперед. В тот момент, когда мы все стоим в полусогнутом виде, Вадим говорит: «проверьте положение шеи» – и я обнаруживаю, что шея снова напряглась и голова вовсе не висит свободно макушкой вниз (как должна бы), а слегка приподнята. Потом мы так же медленно поднимаемся, раскручиваясь назад.

К моему облегчению, наступает время медитации. Мы садимся, закрываем глаза и под голос ведущего представляем свою диафрагму в виде озера, а позвоночник – в виде высокого стройного дерева, которое растет на берегу. Озеро питают подземные источники… В конце медитации каждый из нас издает собственный звук, который, кажется, поднимается со дна этого озера или приходит из тьмы времен. «Мы его так и называем: первобытный звук», – говорит Вадим. Объяснить, что это такое, наверное, можно только при помощи метафор: исходная нота, начало отсчета, точка опоры.

Затем мы выполняем еще несколько заданий, используя свой новый, поднявшийся из глубины, голос. И тренинг заканчивается. На самом интересном месте! Неужели прошло уже три часа? «Какой энтузиазм, – заглядывают к нам в редакцию коллеги, – рабочий день закончился давным-давно, а вы все в сборе!» Но мы не чувствуем усталости, более того, нам хотелось бы продолжать. Может быть, в другой раз...