Психологический театр
Фото
Getty Images

В этом театре каждый спектакль рождается на наших глазах и больше не повторяется. Любой из сидящих в зале может рассказать вслух о каком-то событии, и оно тут же оживет на сцене. Это может быть мимолетное впечатление или то, что врезалось в память и давно не дает покоя. Ведущий расспросит говорящего, чтобы прояснить суть. А актеры – обычно их четверо – не повторят сюжет буквально, а сыграют то, что они в нем услышали.

Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что другие люди реагируют на его историю

Каждая постановка пробуждает сильные эмоции у актеров и зрителей. «Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что он присутствует в мире и что другие люди реагируют на его историю – показывают на сцене, сопереживают в зале», – объясняет психолог Жанна Сергеева. Тот, кто рассказывает о себе, готов открыться незнакомым людям, потому что ощущает себя в безопасности – это базовый принцип плейбека. Но почему это зрелище увлекает зрителей?

«Наблюдая, как чужая история с помощью актеров раскрывается, подобно цветку, наполняется дополнительными смыслами, обретает глубину, зритель невольно думает о событиях своей жизни, о собственных чувствах, – продолжает Жанна Сергеева. – И рассказчик, и зрители видят: то, что кажется незначительным, на самом деле заслуживает внимания, каждый момент жизни можно глубоко прочувствовать».

Интер­активный театр придумал около 40 лет назад американец Джонатан Фокс (Jonathan Fox), соединив театр импровизации и психодраму. Плейбек сразу же стал популярен во всем мире; в России его расцвет начался в нулевые, и с тех пор интерес только растет. Почему? Что дает плейбек-театр? Этот вопрос мы адресовали актерам, нарочно не уточняя, дает – кому? И получили три разных ответа: про себя, про зрителя и про рассказчика.

«На сцене я в безопасности и могу быть настоящей»

Наталья Павлюкова, 35 лет, бизнес-тренер, актриса плейбек-театра «Соль»

Наталья Павлюкова
Фото
Глеб Кордовский

Для меня в плейбеке особенно ценны командное взаимодействие и абсолютное доверие друг к другу. Чувство принадлежности к группе, где можно снять маску и быть собой настоящей. Ведь на репетициях мы рассказываем друг другу свои истории и проигрываем их. На сцене я чувствую себя в безопасности и знаю, что меня всегда поддержат.

Плейбек – это способ развить эмоциональный интеллект, умение понимать свое и чужое эмоциональное состояние

Плейбек – это способ развить эмоциональный интеллект, умение понимать свое и чужое эмоциональное состояние. Во время перформанса рассказчик может говорить шутя, а я ощущаю, сколько за его историей боли, какое там напряжение внутри. У нас все построено на импровизации, хотя зритель иногда считает, что мы о чем-то договариваемся.

Бывает, я слушаю историю, а во мне ничто не отзывается. Ну не было у меня такого опыта, я не знаю, как это сыграть! Но вдруг реагирует тело: подбородок поднимается, плечи расправляются или, наоборот, хочется свернуться в клубочек – ого, пошло ощущение потока! Я отключаю критическое мышление, я просто расслаблена и наслаждаюсь моментом «здесь и сейчас».

Когда погружаешься в роль, то вдруг произносишь фразы, которые в жизни никогда не скажешь, испытываешь эмоцию, которая тебе не свойственна. Актер берет чужую эмоцию и вместо забалтывания и рационального объяснения проживает ее до конца, до самой глубины или пика... И тогда в финале он может честно взглянуть в глаза рассказчику и передать послание: «Я тебя понимаю. Я тебя чувствую. Я прошел часть пути с тобой. Благодарю».

«Зрителей я опасалась: вдруг сейчас раскритикуют нас!»

Надежда Соколова, 50 лет, руководитель «Театра Зрительских Историй»

Надежда Соколова
Фото
Глеб Кордовский

Это как первая любовь, которая никогда не проходит... Еще студенткой я стала участницей первого российского плейбек-театра. Потом он закрылся. Спустя несколько лет было организовано обучение плейбеку, и я единственная из прежней команды пошла учиться.

На одном из учебных перформансов, где я была ведущим, ко мне подошла женщина из мира театра и сказала: «Все хорошо. Только усвой одно: зрителя надо любить». Я запомнила ее слова, хотя тогда и не поняла их. Своих актеров я воспринимала как родных людей, а зрители казались чужими, я их опасалась: вдруг сейчас возьмут и раскритикуют нас!

К нам приходят люди, готовые приоткрыть кусочек своей жизни, доверить нам сокровенное

Позже я начала понимать: к нам приходят люди, готовые приоткрыть кусочек своей жизни, доверить нам сокровенное – как же не испытывать к ним благодарность, даже любовь... Мы играем для тех, кто к нам приходит. Выступали перед пенсионерами и инвалидами, далекими от новых форм, но им было интересно.

Работали в интернате с детьми с задержкой психического развития. И это был один из самых невероятных по нашему ощущению перформансов. Такая благодарность, теплота редко встречается. Дети настолько открыты! Им это было нужно, и они это откровенно, не скрывая, показывали.

Взрослые люди более сдержанные, они привыкли прятать эмоции, но и они испытывают восторг и интерес к самим себе, им приятно, что их выслушали и для них играют на сцене их жизнь. Полтора часа мы пребываем в едином поле. Вроде бы мы не знакомы – а хорошо друг друга знаем. Мы уже не чужие.

«Мы показываем рассказчику его внутренний мир снаружи»

Юрий Журин, 45 лет, актер театра «Новый Jazz», тренер плейбек-школы

Юрий Журин
Фото
Глеб Кордовский

По профессии я психолог, долгие годы консультировал клиентов, вел группы, руководил психологическим центром. Но вот уже много лет занимаюсь только плейбеком и бизнес-тренингами.

У каждого взрослого, особенно жителя большого города, должно быть занятие, которое дает ему энергию. Кто-то с парашютом прыгает, кто-то борьбой занимается, а я нашел себе вот такой «эмоциональный фитнес».

Наша задача – показать рассказчику его «внутренний мир снаружи»

Когда я учился на психолога, то одно время параллельно был студентом театрального вуза, и, наверное, плейбек – это осуществление юношеской мечты соединить психологию и театр. Хотя это не классический театр и не психотерапия. Да, как всякое художественное произведение, плейбек может иметь психотерапевтический эффект. Но мы, когда играем, вообще эту задачу в голове не держим.

Наша задача – показать рассказчику его «внутренний мир снаружи» – не обвиняя, не поучая, ни на чем не настаивая. У плейбека есть четкий социальный вектор – служение обществу. Это мост между зрителями, рассказчиком и актерами. Мы не просто играем, мы помогаем открываться, проговаривать истории, которые скрыты у нас внутри, и искать новые смыслы, а значит, развиваться. Где еще можно это сделать в безопасной обстановке?

В России не очень принято ходить к психологам или в группы поддержки, не у всех есть близкие друзья. Особенно это касается мужчин: высказывать свои чувства им не свойственно. А к нам приходит, скажем, чиновник и рассказывает свою глубоко личную историю. Это очень круто!