psyhologies.ru
тесты
текст: Изабель Июэль,  Илья Медовой 

Большие комплексы маленьких детей

Сегодня все больше мальчиков и девочек, едва выйдя из нежного возраста, уже испытывают внутренний разлад. Их ранние психологические проблемы порой ставят нас в тупик. Как помочь детям с ними справиться?
Быть как другие, заниматься тем же, что и все, или чувствовать себя отвергнутым?Быть как другие, заниматься тем же, что и все, или чувствовать себя отвергнутым?

Уже лет с семи современные дети нередко страдают комплексами*, которые их родителям в этом возрасте не были знакомы. Они переживают, что некрасивы, недостаточно стройны или чересчур «задвинутые»...

Десятилетний Антон учится играть на скрипке, ежедневно посвящая музыке по два часа. Наталья, его мама, в восторге: «Сын занимается без всяких напоминаний!» Но недавно он потребовал не рассказывать о своем увлечении друзьям. «Когда я спросила почему, – рассказывает Наталья, – он ответил, что скрипка не имеет отношения к вещам, которыми живут его друзья. Если они узнают, что у него это всерьез, станут называть «ботаником», и нормальным отношениям конец». Антон так настаивал на своем, что даже пригрозил бросить скрипку, если мама проговорится. Ей ничего не оставалось, как пообещать хранить тайну.

Антон не принимает себя таким, какой он есть, и больше всего боится прослыть «ботаником». Этот комплекс – один из самых распространенных среди детей предподросткового возраста.

Диктатура группы

«От 7 до 12 лет у детей впервые появляется острая потребность принадлежать к группе сверстников, идентифицировать себя с ними и «быть как все», – объясняет психотерапевт Яков Обухов. – Это возраст первых самостоятельных решений, когда дети делают первый шаг к тому, чтобы в будущем выйти из-под опеки семьи».

«За последнее десятилетие дети 7-12 лет стали нашими частыми пациентами, – рассказывает французский психотерапевт Ален Эриль (Alain HОril). – Общество загоняет их в рамки, пропагандируя выгодные коммерсантам модели поведения: если вы не будете выглядеть именно так или, к примеру, не станете слушать определенную музыку, вы будете отвергнуты группой. Поэтому у современных детей желание «быть как все» намного острее, чем раньше».

«Не умничать», не показывать, что ты озабочен чем-то всерьез, – таковы условия принадлежности к группе в этом возрасте. Все интересы, кроме, пожалуй, спорта, детьми отвергаются. И ребенок, у которого есть особое увлечение, ищет свой стиль общения. Часто его стратегией поведения становится робость, она позволяет не стать отвергнутым. Как только ребенок понимает, что он в чем-то отличается от сверстников, у него появляются первые психологические комплексы.

Преимущество отличных

Как решить эту проблему? «Постарайтесь убедить ребенка в том, что непохожесть на других – одно из главных его достоинств, – советует Яков Обухов. – Естественно принадлежать к какому-то коллективу, но очень опасно потерять при этом собственное лицо». Иногда необходимо напоминать ребенку о его преимуществах, например: он лучше других умеет играть с детьми, всегда мирит их друг с другом, умеет делиться, он – честный человек или просто хороший друг. Предложите примеры для подражания, которые отличаются от тех, что навязывают телевидение, реклама или предпочитают его приятели.

Чтобы ребенок услышал наши слова, нам нужно понять кодекс поведения, эталоны, которые приняты в детской группе, и иметь в виду, что ее мнение часто сильнее слов родителей.

«Многим детям трудно сказать «нет» другу или группе, – считает детский психолог Ирина Финько. – Ребенок полагает, что, проявив индивидуальность, он станет объектом насмешек. И он боится». В таких случаях лучше согласиться скрывать страсть сына к игре на скрипке, чем спровоцировать кризис отношений.

Ребенок в расцвете

«Гармоничное физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие помогает расти спокойными и уверенными в себе. И наоборот, если ребенок интеллектуально развит, но не умеет кататься на велосипеде, если он свободно держится себя в обществе взрослых, но не умеет играть с детьми, он чувствует себя неуверенно и одиноко», – говорит французский этолог и психиатр Борис Cирюльник (Boris Cyrulnik). Он использует метафору «цветение ребенка». Дети – словно растущие цветы. Их «корни» – родители, их взаимоотношения и семейная история каждого из них. «Почва» – семейные ценности и культурная среда. «Удобрения» – внимание, которое мы им уделяем. Цветы растут – дети переходят из состояния зависимости от родителей к самостоятельности. Задача родителей – выстроить эмоциональные взаимоотношения с ребенком так, чтобы, взрослея и уходя из родительского дома, он не чувствовал себя потерянным.

*Психологический комплекс – ошибочное, преувеличенное представление о своих недостатках, заставляющее человека глубоко переживать и вести себя неадекватно.

Источник фотографий: SANDRINE EXPILY FOR PSYCHOLOGIES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Защитить свои границыЗащитить свои границыВласть утратила авторитет, формальные запреты на самовыражение больше не действуют... Как по-новому строить отношения с детьми, партнерами, коллегами? По мнению психолога Шарля Ройзмана, пора обсудить, как именно мы хотим жить вместе. Спросите себя: что мешает вам говорить «стоп»? Почему вы иногда не справляетесь с собственными детьми? Какие границы вам важны в паре? Как решиться заявить о своих требованиях на работе? Это досье поможет вам укрепить ваши линии защиты. Все статьи этого досье
Все досье