psyhologies.ru
тесты

Буллинг: говорить, выяснять, действовать

Почти в каждом классе есть ученики, которые становятся жертвами оскорблений, притеснений, издевательств со стороны одноклассников, а иногда и учителей. Школа и педагоги не всегда внимательны к таким проблемам, а иногда просто не знают, как поступить. Ситуации насилия и травли в школе анализирует эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Акулова.
alt

Как узнать, что ребенок подвергается травле в школе, если он никогда не рассказывал об этом? Какие последствия будет иметь детская психологическая травма в будущем? Должен ли подросток, мобилизуя свои ресурсы, справиться с проблемой сам, чтобы стать более сильным и самостоятельным, или в случае насилия в школе необходимо вмешательство взрослых?

Школьная травля – это всегда очень сложный процесс, в котором принимают участие разные стороны: жертвы, обидчики или преследователи, наблюдатели, сочувствующие той или иной стороне. Все они находятся в непрерывном процессе взаимодействия, характер которого во многом обусловлен позицией по отношению к происходящему взрослых и школы. Для нас, родителей, очень важно, чтобы школа для ребенка стала местом его комфортного пребывания, развития личности, обучения выстраиванию социальных связей и дружеских взаимоотношений. Спокойные, дружеские отношения в классе часто оказываются даже важнее качества образования. Однако психологический климат в детских коллективах далек от родительских ожиданий.

читайте такжеОстановить насилие в школах!

Что такое школьное насилие?

Под школьным насилием понимают применение физического, психологического и других видов негативного воздействия на ребенка со стороны других детей и подростков, а также учителей. В этом же значении используется термин «буллинг»: чаще он описывает издевательства со стороны группы сверстников по отношению к ребенку, который не способен защитить себя. Насилие в школе может быть скрыто от глаз. Часто ли ваши дети рассказывают вам о том, что кого-то из одноклассников преследуют, обижают, травят? А между тем треть всех учеников испытывает нечто подобное. Из общего числа случаев насилия над детьми и подростками 19,7% приходится на насилие в школе: в 27,2% случаев – со стороны учителей, в 72,8% случаев – со стороны других учеников*.

Одна из причин распространенности школьной травли – высокий уровень терпимости к насилию и жестокому обращению в нашей культуре. Зачастую само понятие насилия размывается, и к нему причисляются только крайние формы воздействия, приведшие к тяжелым физическим последствиям или смерти человека. А в остальном безнаказанная жестокость в отношении другой личности считается вполне допустимой. Другая причина – мальчишеская субкультура демонстрации превосходства, лидерства на основе физической силы, агрессивности, подчинения более слабых.

читайте такжеОткуда берутся «плохие» дети?

Наиболее распространено в школьной среде эмоциональное или психологическое насилие: оскорбления, грубые, обидные клички и прозвища, зачастую с использованием нецензурных слов, необоснованные обвинения, клевета, угрозы, отказ в общении, полное игнорирование. Особенно тяжело ребенку справиться с психологическим насилием со стороны учителя в начальной школе. В это время учитель – самый важный для него взрослый (после родителей), он имеет большое влияние на его становление как личности, на выбор его ценностей. Отношение учителя, его оценочное мнение очень важны для ребенка, и, если учитель оценивает кого-то из ребят как «плохого», дети этому верят и перенимают эту оценку. Его замечания по поводу успеваемости, внешнего вида, игнорирование ребенка приводят к тому, что у ученика появляется страх навсегда остаться плохим для учителя и класса. Например, во время медицинского осмотра в школе у мальчика-третьеклассника были обнаружены гниды, после чего учительница при всех сказала ему брезгливо: «Отойди от меня, вшивота», – и велела другим детям отойти от мальчика, «чтобы не заразиться». После этого ребенок отказался ходить в школу, стал плохо спать, сделался раздражительным, и родители привели его на прием к психологу. Обычно учителя свое негативное отношение к ребенку проявляют не так явно, но оно, присутствуя постоянно, заставляет его страдать. У учителя, недолюбливающего ученика, есть масса методов: привычно снижать оценки (доказать предвзятость учителя сложно, ведь оценивание всегда субъективно); негативно обобщать, возводить любой промах в систему; игнорировать достижения ученика или представлять их в невыгодном для него свете, осаживать желание ребенка проявлять активность.

читайте такжеВопрос эксперту: «Меня дразнят»
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье