
Разговоры об «экранной диете» для детей все чаще начинаются с признания банального факта: планшеты и смартфоны – часть нашей жизни. С их помощью мы общаемся, работаем, учимся, творим, расслабляемся. А раз так, стоит ли удивляться, что наши дети следуют за нами?
«Сегодня более 30% детей до двух лет используют мобильные устройства для игр, – говорится в отчете Американской академии педиатрии от 2015 года. – Около 75% подростков имеют личный смартфон, 24% из них признаются, что постоянно им пользуются». Можно ли такие отношения с электроникой считать здоровыми?
Время, которое дети проводят у экранов, давно волнует педиатров и детских психологов. Как рано можно давать ребенку в руки планшет или сажать его перед компьютером? Стоит ли позволять ему возиться с устройством каждый день? И как все это отражается на здоровье и развитии детей?
Различные исследования уже выявляли негативные эффекты раннего приобщения к цифровым устройствам: недоразвитие речи и социальных навыков, проблемы с вниманием, памятью, эмоциональной сферой. В то же время специалисты напоминают, что нездоровые отношения с техникой часто становятся результатом родительской небрежности. Слишком велик соблазн занять малыша мультфильмом или игрой, чтобы выкроить время для своих дел.
Столь же непродуктивным педиатры считают и подход, при котором смартфон используется лишь в качестве игрушки, как награда за хорошее поведение или успехи в учебе.
Мобильные устройства могут быть полезны только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями
На симпозиуме «Growing Up Digital» в октябре 2015 года Американская академия педиатрии представила новые рекомендации для родителей. По мнению авторов, мобильные устройства могут быть полезны только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение. Некоторые указания остались в силе: родителям не следует давать мобильные устройства детям до двух лет, а также позволять ребенку проводить больше двух часов в день перед экраном.
Новые принципы касаются скорее не времени, а качества отношений между ребенком и гаджетом.
1. Установите единые правила. Дети ведут себя в виртуальной среде так же, как и в любой другой. Везде должны быть границы, которые будете уважать и вы, и ребенок.
2. Начните с себя. Помните, что дети копируют ваше поведение. Пересмотрите свои отношения с цифровыми устройствами. Как много времени вы им уделяете? Как часто проверяете почту, новости или обновления? Выделяете ли вы себе дни, свободные от электроники?
3. Делайте открытия вместе. Будьте посредником в отношениях ребенка с цифровым миром. Побуждайте его исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.
4. Концентрируйтесь на содержании, а не на времени. Качество контента важнее времени, которое ребенок проводит перед устройством. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания или общения. Выбирайте те приложения, которые разрабатываются совместно с детскими психологами и педагогами или получают их одобрение.
5. Выбирайте игры, связанные с общением. Помните, что гаджет должен быть инструментом, а не суррогатом общения. Избегайте одностороннего обмена, при котором от ребенка требуется минимум вовлеченности в происходящее. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-мессенджеры.
6. Используйте потенциал социальных сетей. Присутствие в социальных сетях особенно важно для ребенка-подростка, который только учится выстраивать собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в этот момент вы будете рядом, он сможет лучше понять принципы сетевой жизни и избежит ошибок.
7. Создавайте «свободные зоны». Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. Позаботьтесь о том, чтобы время, выделенное для сна и семейных трапез, было «священным».

Digital natives: как учить современных детей?
Уже в 3 года они осваивают iPad, а в 5 могут много нового рассказать менее продвинутым маме и папе о том, как работать с компьютером. Как такая ранняя цифровая подкованность сказывается на детском развитии? И как их в связи с этим учить?

Четыре ошибки, которые мы допускаем, когда нас преследует тревога
Большинство привычных способов реакции на тревогу лишь усугубляют ситуацию, уверена психотерапевт Мелани Гринберг. Взамен автоматической реакции она предлагает осознанный подход к решению проблемы.
Простая техника, чтобы принять решение и начать действовать
Три способа преодолеть страх провала
«Я нашла силы расстаться, хотя продолжала любить»
Расправьте плечи, чтобы изменить жизнь
«Меня раздражает, что мой молодой человек общается с бывшей девушкой»
«У нас с мужем не совпадает сексуальный темперамент»
Близкие отношения с родителями делают детей умнее
Особый ребенок в классе: проблема или удача?
10 вещей, за которые женщина не должна извиняться. Никогда
Антистресс Psychologies: полезное путешествие в Грузию
20 причин, по которым другие вас ни в грош не ставят
Как справиться с выгоранием: 6 советов психолога
Как стать обаятельным человеком: 5 секретов
Как воспитать счастливого ребенка в XXI веке: 9 советов психолога