psyhologies.ru
тесты

Дети в чатах: о чем они говорят друг с другом

«2 кр@cото4к@: Превед, 4ем бум сеня занимацца?» — «Прива, ниняю, 4моки!» Непонятно? Не переживайте: этот закодированный язык предназначен не для нас, а для миллионов детей, общающихся на нем в чатах. И возраст этих детей стремительно понижается.
alt

Жене девять лет, он играет на кларнете и любит шахматы, но в интернет-чате, куда он заходит пообщаться с ровесниками, называет себя «мачо-шмачо» и уверяет, будто ему 15 лет и «деффки ему на шею вешаюцца». Кино, жизнь звезд, настоящие или выдуманные новости собственной жизни – обо всем этом Женя и его старшая сестра, 12-летняя Марьяна, ежедневно болтают в чате со своими виртуальными приятелями.

В 8-12 лет из-за разных темпов развития девочки и мальчики испытывают трудности в общении друг с другом, и чат становится для них идеальным местом для коммуникации. «В школе девчонки меня не замечают или дразнят „ботаном“, а тут я могу говорить на какие угодно темы, и им со мной интересно», – рассказывает Женя. Однако желание завязать общение со сверстниками противоположного пола – далеко не единственная причина, заставляющая детей вести бесконечные, порой вызывающие у родителей беспокойство диалоги по аське* или часами просиживать в чатах.

Идеальное «Я»

Собственные потайные уголки в доме и во дворе, заповедные шалаши в дачном лесу или выдуманные страны, в которые дети переносятся в своих мечтах, – все это составляет секретный мир детства, играющий важнейшую роль в психическом развитии ребенка. «Это особая, волшебная среда, наполненная фантазиями. Мир, в котором отсутствуют взрослые, – объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – В этом мире нет реальности, но есть идеальность: в нем все – и сам ребенок, и то, что его окружает, – лучше, ярче, рельефней. Дети в этом возрасте не воспринимают реальность так, как мы, взрослые. Они видят мир через призму своего волшебного мира, где все происходит „понарошку“. Поэтому они не боятся в чате примерять на себя любую маску, опробовать любую роль».

Именно эти возможности предоставляет детям чат. Пятиклассники 1272-й московской школы согласились поговорить c нами и приоткрыть дверь в их секретный мир. 11-летние подруги Арина и Снежана ссорятся из-за виртуального приятеля. «Только он думает, что нам 17, – говорит Арина. – Мне брат потрясающие фотки скачал из Интернета, и я их выложила на свою страничку – будто бы это я!» 12-летний Сережа любит заходить в чат под разными именами: «Для каждого ника у меня свой характер и картинка, иногда я захожу в чат одновременно под двумя именами – под мужским и под женским!» 10-летний Тема «чатится» с фанатами его любимой компьютерной игры: «Мы, конечно, обсуждаем игру, но, если честно, больше про девчонок болтаем». Чат дает ребенку практически безграничную свободу в обращении и с реальностью, и со своими эмоциями. Однако какие последствия может иметь это волнующее заигрывание с реальностью? По мнению французского психотерапевта Жака Арена (Jacques Arenes), увлечение чатами не вполне безопасно для ребенка: «Проблема в том, что дети нередко начинают избегать реального контакта со сверстниками». C ним не соглашается Светлана Кривцова, которая считает, что о подобной опасности следует говорить скорее применительно к подросткам: «Дети же примеряют на себя роли героев и героинь – сильных, красивых, смелых, сексуальных, то есть полных желания жить. Примерно до 12 лет наши сыновья и дочери нуждаются в некоем героическом идеале, а сверстники необходимы им как зеркало, в котором наши дети найдут подтверждение тому, что их идеалы кто-то может с ними разделить, чтобы вместе играть в принцесс и героев в этом секретном мире, куда не допускаются ни реальность, ни взрослые». Поэтому общение в чате не столько диалог, сколько монолог: от собеседников дети ждут не каких-то самостоятельных суждений, но в первую очередь реакции на собственные высказывания, на свое идеальное «Я». Иными словами, партнер по чату воспринимается ребенком не как конкретный, реальный человек, но исключительно как зеркало, отражающее его собственные интересы и желания.

Общение по правилам

Многие западные сайты требуют у ребенка не только его e-mail, но и e-mail его родителей, подтверждающее письмо от которых делает действительной его регистрацию. Кроме того, взрослые модераторы следят там за порядком и прекращают общение в 21.00. Увы, на большинстве российских чатов эти принципы пока не действуют, поэтому стоит распечатать правила поведения в сети и повесить их рядом с компьютером:

  • никогда не называй свои реальные фамилию и имя, никому не давай адрес (почтовый и электронный) или номер телефона;
  • сохраняй осторожность: взрослый может выдавать себя за ребенка и наоборот;
  • никогда не употребляй грубых и непристойных выражений, не затрагивай национальные или религиозные чувства собеседника.
Источник фотографий: EMMANUEL PIERROT FOR PSYCHOLOGIES FRANCE
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье