psyhologies.ru
тесты

Флортайм: модель развития

Играть с детьми, получая от этого удовольствие и отвечая интересам и потребностям ребенка? Общаться так, чтобы потом ему было легче общаться с другими? Об этом мечтают многие родители. Но при чем здесь психотерапия?
alt ФОТО Getty Images 

Когда ребенок не умеет играть с другими детьми, постоянно капризничает, все делает невпопад, когда у него есть трудности с координацией движений, родители поступают по-разному: ругают ребенка, ведут к врачу или просто оставляют все как есть в надежде, что когда-нибудь его поведение изменится. Если взрослые мало говорят с младенцем, не поддерживают его попытки играть, у ребенка возникают трудности. Постепенно он перестает реагировать на обращенные к нему слова и действия, замыкается. «Я подзываю его, а он не идет. Я кричу, а он просто меня не замечает», – с горечью рассказывает усталая мама. Почему ее маленький сын ведет себя именно так?

Возможно, мальчик просто не слышит мамины слова из-за проблем со слухом. Или слышит, но плохо понимает речь. Или хочет подойти, но не может мысленно выстроить траекторию движения и потому не решается преодолеть пространство, которое отделяет его от мамы.

Поведение, которое не устраивает взрослых, часто служит сигналом: в жизни ребенка что-то идет не так. Дети страдают, когда родители ждут от них того, чего они в силу своих индивидуальных особенностей просто не могут сделать. Метод флортайм нацелен как раз на это: найти причины трудностей, выяснить, какой сбой произошел в развитии.

Чего не хватает детям

Многие дети сегодня не так любопытны, как родители в их возрасте, начинают позже сидеть и ходить, им труднее общаться. Причина в том, что современные дети много времени проводят в «упаковке» – переносках, манежах, стульчиках для кормления, автомобильных детских креслах. Такие приспособления делают более удобной жизнь родителей и ограждают ребенка от опасностей. Но одновременно сужают его возможности исследовать мир и самого себя. Ребенка пристегивают, и его движения ограничены, он уже не может повернуться, тем более перевернуться. Плохо то, что при этом не развивается вестибулярный аппарат – часть головного мозга, с помощью которой мы определяем свое положение в пространстве.

читайте такжеОбщаться со своим ребенком

Дети «в упаковке» подолгу остаются в одном положении, в результате они плохо умеют менять позу, неуверенно чувствуют себя на открытом пространстве, им трудно различать правое и левое. «Упаковка» ограничивает поле зрения ребенка, поэтому многим детям сложно соотносить зрительное восприятие формы, цвета, объема предмета с тактильными ощущениями. А самые простые действия – взять чашку, подкинуть и поймать мячик – вызывают затруднение. И число таких затруднений увеличивается, поскольку жизнь родителей становится все более напряженной и они все охотней пользуются разными приспособлениями.

Для кого это подходит?

Флортайм – метод семейной психотерапии. Но присутствие на каждом сеансе всех членов семьи не обязательно. На встречу с психологом приходит тот, кто больше времени проводит с ребенком. На сеанс желательно пригласить братьев (сестер), если у ребенка есть трудности в общении с ними. Терапию можно начинать с самыми маленькими детьми (до года), проводить с подростками и со взрослыми (в этом случае место игры занимает специально построенная беседа). Встречи происходят 1–3 раза в неделю по 50 минут. Терапия длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность зависит от того, как быстро родители приобретут навыки эффективного общения с детьми. Стоимость сеанса от 2500 до 4000 руб. (в случае, если психолог приезжает домой).

Автор идеи

Детский психоаналитик Стэнли Гринспен (Stanley Greenspan) заметил: когда взрослые не заставляют ребенка делать то, что сами считают нужным, а стараются понять, что его увлекает, и присоединяются к его занятиям, то ребенок вовлекается во взаимодействие с ними. Возникает возможность шаг за шагом развивать его эмоции, интеллект, моторику тела. Задача взрослого – установить доверительные отношения с ребенком и быть внимательным к его индивидуальности: что ему нравится, что он уже может сделать, а что пока нет. Не просто тренировать отдельные навыки, а сделать так, чтобы ребенку хотелось общаться, чтобы ему было интересно и этот интерес побуждал бы его к социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Свой подход Стэнли Гринспен назвал DIR (Developmental Individual-difference Relationship-based model, то есть Модель развития, основанная на отношениях, с учетом индивидуальных различий), а флортайм (Floortime, буквально – «время на полу») стал практической частью этого подхода. В 1980-е годы Стэнли Гринспен попробовал флортайм в работе с детьми с аутизмом, которым трудно или невозможно общаться с другими людьми. И увидел, что метод способствует развитию любого ребенка, если родители продолжают начатую психологом работу и помогают своему сыну или дочери развивать любопытство1.

читайте такжеЗачем ребенку играть?
alt ФОТО Getty Images 

Как это происходит?

Для флортайма нужна спокойная обстановка. На полу разложены игрушки. Ребенку дают возможность выбрать что-то из них и начать играть, а психолог наблюдает за ним. Затем присоединяется к игре и снова присматривается к реакциям ребенка. Например, если накрыть игрушку рукой, то ребенок старается убрать руку взрослого, чтобы снова увидеть игрушку. К 8 месяцам дети уже знают, что, даже пропав из видимости, предметы не исчезают насовсем. Поэтому, если ребенок более старшего возраста, потеряв игрушку из виду, отворачивается или плачет, возможно, в его развитии произошел сбой, из-за которого у ребенка не сложилось представление о постоянстве реальности. И тогда психолог придумывает игры, которые помогут ребенку убедиться, что игрушки не пропадают.

Стэнли Гринспен и его сотрудники создали подробные таблицы для каждой стадии развития ребенка с перечислением соответствующих ей навыков. Если ребенку не хватает каких-то умений, психолог определяет, какой стадии развития они соответствуют, и в игре как бы возвращается с ребенком на эту стадию и помогает ему пройти ее заново, восполнив существующие пробелы.

В других сессиях психолог может усложнять игровые сюжеты, добавляя новые ситуации, описания, задачи, побуждая ребенка решать их, проявлять находчивость. Он приглашает родителей спуститься на уровень детей – в буквальном смысле: опуститься на пол, чтобы играть.

Удовольствие, которое получит ребенок от игры и своих новых умений, станет стимулом для его развития.

Цели терапии

Родители иногда честно признаются: «Я не умею играть. Это скучно!» Кому-то детские игры кажутся бессмысленным занятием, а кто-то боится, например, того, что ребенок вдруг расплачется или разозлится. Это мешает им свободно играть с ребенком, а тот, в свою очередь, стесняется и замыкается. Общение не получается, и оба расстраиваются. Психолог в этом случае может стать посредником между родителями и детьми. Иногда, чтобы помочь ребенку, психолог работает в сотрудничестве с неврологом, логопедом и массажистом.

Центральная часть метода – процесс увеличения «циклов общения». Их также называют коммуникативными циклами или кругами общения.

Любой диалог похож на пинг-понг: мы словно по очереди отбиваем шарик, стараясь не дать ему упасть: я что-то говорю, ты отвечаешь, я отвечаю на твой ответ. Обычно мы так и общаемся, не замечая, как это делаем. И все же это – навык, которому мы учимся с рождения. Мать улыбается младенцу, он улыбается в ответ, видя это, она смеется от радости, а он, слыша ее смех, оживляется, машет ручками. Это и есть цикл общения. Или годовалый ребенок бросает игрушку, мать поднимает и отдает ему, а он снова бросает. Ребенку интересно: как падает игрушка, какой возникает звук, он познает мир и одновременно общается с мамой, которая поддерживает игру, доставляя ему удовольствие.

читайте досье

Дети с аутизмом: как им можно помочь?

Некоторые дети, как годовалый Вася, не умеют смотреть в лицо, отводят взгляд, и это может стать препятствием для распознавания выражений лица и понимания чувств других людей. Как сделать, чтобы Вася начал смотреть в лицо? Психолог может скорчить рожицу или издать неожиданный звук, привлекая его внимание. Или возьмет его любимую игрушку в зубы – взрослая тетя держит в зубах зайчика, как странно! Может быть, Вася захочет отнять зайчика, и возникнет взаимодействие. В следующий раз он посмотрит в лицо психологу, нет ли у того в зубах чего-нибудь странного… И постепенно научится поддерживать зрительный контакт.

Пятилетняя Лена толкает других детей. Психолог выясняет, что ей трудно распознавать речь на слух, не понятно, что говорят дети, и она сердится на них за это. Но и взрослых она лучше понимает, когда они говорят медленно и раздельно. И психолог учит родителей давать ей короткие и понятные указания.

Флортайм открывает возможность понять, в чем трудности ребенка, и устранить их, чтобы ему стало легче общаться и интересней жить.

Татьяна Бедник, детский психотерапевт, клинический психолог, специалист высшего уровня DIR/Floortime (сертификат ICDL).

1 С. Гринспен «Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов» (ЛомоносовЪ, 2010); С. Гринспен, С. Уидер «На «ты» с аутизмом. Использование метода Floortime для развития отношений, общения и мышления» (Теревинф, 2013).
читайте такжеИгры для детей, придуманные психологами
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье