psyhologies.ru
тесты
текст: Вита Малыгина 

Как разгрузить детское время

Английский язык, плавание, изостудия, школа верховой езды… С первых лет дети включены в бешеный ритм «взрослой» жизни, непрерывную гонку за достижениями. В результате, успевая все, они зачастую не успевают главного – понять, что же такое время и как им распоряжаться.
Если ребенок скучает, значит, ни одно из его занятий не отвечает его настоящим потребностям. Если ребенок скучает, значит, ни одно из его занятий не отвечает его настоящим потребностям.

Когда у 5-летней Кати выпал первый молочный зуб, она горько расплакалась. Родители пытались ее успокоить: «Это же здорово! Значит, ты совсем скоро станешь взрослой». «Не хочу быть взрослой, – рыдала девочка. – Не хочу до ночи работать, как вы!» А 13-летнего Антона привел на прием к психологу папа: «Мой сын бросил все: он занимался музыкой и карате, неплохо играл в шахматы, а тут вдруг заявил, что ничего больше делать не хочет и год будет лежать на диване». 9-летние близнецы Настя и Никита (школа, английский, испанский, танцы, плавание и театральная студия) по воскресеньям не дают прохода родителям: «Мама, нам скучно. Мама, скажи, что бы нам поделать?»

Катя, Антон и Настя с Никитой оказались заложниками взрослой системы ценностей: желая дать своим детям как можно больше, родители так тщательно распланировали их время, что не оставили им ни секунды на собственные желания, а значит, на игры и мечты.

Почувствовать ход времени

Играя и мечтая, ребенок познает мир. Но помимо этого в игре он учится чувствовать время, и без этого чувства любое расписание навсегда останется для него пустой формальностью.

Он делает это только в процессе общения с родителями и другими важными для него взрослыми.

Это мешает им почувствовать себя целостной личностью.

Время, когда они ничем не заняты, необходимо им для развития души.

«Пожалуй, только гуляя по парку с коляской, я вдруг по-настоящему почувствовала, как идет время, – признается Катя, мама двухлетней дочки. – Я хочу, чтобы Анюта видела, как зиму сменяет весна, как живут деревья и травы, поэтому мы стараемся гулять с ней побольше. А в детской на подоконнике мы устроили маленький огород и смотрим, как растут петрушка и укроп».

Дети, выросшие в деревне, знают о времени больше, чем дети городские. Время для них наглядно: вот столько нужно, чтобы пророс посеянный лук, а столько – чтобы созрели помидоры и яблоки. «Конечно, современные фермеры и не думают читать своим детям пространные лекции о сроках полевых работ. Не делали этого и наши предки-крестьяне. Дело в другом: дети, живущие в сельской местности, постоянно вовлечены в определенный ритм, обусловленный самой природой, и потому почувствовать ход времени им гораздо легче. А городским родителям приходится учить этому детей специально», – поясняет психофизиолог Дмитрий Колесов.

Начинать он советует с простого: когда мама собирается отлучиться, она может показать на часах, где будут стрелки к моменту ее возвращения. Но, чтобы ребенок научился смотреть в будущее с оптимизмом, ей следует непременно сдержать обещание и вернуться в условленное время. Знакомить детей надо не только с минутами и секундами, поэтому педагог Константин Сумнительный рекомендует завести календарь, на котором число, месяц и год надо выставлять вручную. Сначала даты меняют родители, но примерно к четырем годам дети начинают интересоваться календарем и привыкают делать это самостоятельно – так время становится для них реальным. «Завтра» – это уже не просто абстрактное слово, но вполне конкретная, почти осязаемая вещь, связанная с новым числом на домашнем календаре.

Мы воспринимаем его по-разному

У взрослых и детей время течет... с разной скоростью. «Обменные процессы в организме ребенка происходят очень быстро, а это означает, что каждый его час более наполнен событиями, чем час взрослого, – поясняет психофизиолог Татьяна Цехмистренко. – С возрастом обменные процессы замедляются, и мы ощущаем, как наше время начинает бежать все быстрее». Кроме того, для многих детей лет до 12 категории будущего и прошедшего времени просто лишены смысла. Выдающийся швейцарский психолог, автор операциональной концепции интеллекта человека Жан Пиаже (Jean Piaget) утверждал: только к этому моменту мозг детей созревает настолько, что они приобретают способность мысленно соотносить прошлое, настоящее и будущее.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Yozjik   
    176 недель назад

))). Я то уже давно выбрала и видимо этим и не нравлюсь ).
Psy like0
  • Alina   
    176 недель назад

в том и фишка. Любимое дело поднимает твою самооценку. Ты не позволяешь себя судить каким-то непонятным людям со стороны. Ты четко осознаешь, что слишком много чести - позволять кому-то себя судить. А конкретно в описанной ситуации все просто. Вот допустим, кто-то тебя обозвал толстой. Выходы отсюда разные. 1)обидеться, принять и поверить в слова, что ты толстая курица, оставаться толстой 2)обидеться, принять и поверить в слова, что ты толстая курица, начать заниматься спортом и правильно питаться 3)пропустить слова мимо ушей, так как ты прекрасно знаешь, что 65 кг для роста 170 см - это норма 4)пропустить слова мимо ушей, так как 80 кг при росте 170 - это не норма, но чувствуешь ты себя прекрасно, нравишься себе, проблем со здоровьем у тебя нет 5).... Варианты, вобщем, не все, но они все будут одинаково хороши и плохи. Везде требуется работа. Где-то страдать придется, себя жалеть, где-то спортом заниматься, где-то развивать осознанность, учиться себя любить. Выбирай сама, что тебе комфортно.
Psy like1
  • Yozjik   
    176 недель назад

Хаха )). Отвлекает )))). Тут не захочешь а заметишь когда тебе в глаза кто то говорит что ты жирная корова или курица или что то тому подобное .
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье