psyhologies.ru
тесты
текст: Наталия Ким,  Надежда Василевская 

Научить ребенка прилагать усилия

Добиваться успеха непросто. Да, для этого нужны смелость и упорство. Но чтобы втолковать это своему ребенку, нужно для начала быть в этом уверенным самому... И помнить о нескольких важных моментах.
alt

Мы живем в эпоху мгновенных результатов, недолговечных достижений, случайных побед. Эстрадные звезды ярко вспыхивают и тут же гаснут, спортивные кумиры взлетают на пьедестал и так же стремительно его покидают, участники телешоу в один вечер становятся миллионерами... Успех кажется результатом везения и умения обаять окружающих, а не плодом труда, упорства и терпения. И сами мы все чаще ведем себя так, словно сидим перед телевизором: не нравится что-то, не получается, мы тут же переключаемся – на другие занятия, отношения, чувства… Наши дети легко перенимают такой стиль поведения, ведь в основе детской психики лежит принцип удовольствия, немедленного удовлетворения желаний. Как же убедить их в том, что для достижения результата нужны время и сосредоточенный труд? Старание, прилежание не возникают сами, говорят эксперты, но мы можем привить их детям. Если и сами верим в то, что не все в нашей жизни – результат везения.

Для чего нужны усилия?

Прилагать усилия – значит преодолевать сопротивление, внешнее или внутреннее, чтобы справиться с возникшей трудностью или достичь намеченной цели. Когда ребенок старается и в результате достигает желаемого, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, поскольку может гордиться собой: «Я смог, хотя это было совсем не просто!» В такие минуты меняется и его представление о времени. Взрослый человек способен планировать, предвидеть, каков будет результат его труда, он может структурировать свое время. Ребенок живет настоящим. Когда он прилагает усилие, направленное на достижение результата, он выходит за пределы сиюминутного восприятия действительности. Постепенно он учится предвидеть результаты своих усилий («Из этого пластилина у меня получится отличный слоник») и предвкушать удовольствие, которое они ему доставят («Слоник точно понравится маме!»). А затем к детям приходит осознание того, что существует будущее и то, каким оно будет, зависит и от них. Так что результат (радость и гордость на лице мамы при виде пластилинового слоника) стоит того, чтобы потрудиться, и это вселяет оптимизм и побуждает к творчеству!

Почему так непросто привить ему трудолюбие?

Для того чтобы научить ребенка прикладывать усилия, от взрослых также требуются… усилия. Но нам нелегко быть последовательными, особенно если после рабочего дня, автомобильных пробок и похода по магазинам предстоит добиться того, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате (доделал уроки, погулял с собакой). Ведь придется требовать, объяснять, уговаривать, подбадривать… Гораздо легче, сэкономив время и силы, убрать игрушки и одежду вместо него. Прекрасно понимая, что окружающий мир не всегда радушен, родители создают вокруг дочери или сына своего рода защитный кокон – иногда слишком плотный! Защита и эмоциональная поддержка ребенку необходимы, но этот кокон должен постепенно делаться более проницаемым для мира. Одна из задач родителей – объяснить ребенку, как этот мир устроен: чтобы что-то получить, необходимо приложить усилия.

Наши эксперты:

Анна Бердникова, детский психолог

Ольга Перевозчикова, детский психотерапевт

Екатерина Малишевская, семейный психотерапевт

Есть вопрос?

  • Москва Психологический центр «ИГРА», т. (495) 650 5291, www.igra-msk.ru
  • Санкт-Петербург Детский развивающий центр «Песочница», т. (812) 900 0163, www.psihoanalitiki.ru
  • Новосибирск Клиника «Инсайт», т. (383) 266 0615, www.clinica.nsk.ru
Источник фотографий: Shutterstock, Dreamstime
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Олег   
    120 недель назад

Хорошую тему подняли! Для, нормально ориентированного, родителя - тема, как втолковать?!!! одна из самых самых... Проблема, как всегда, не в ребенке (Ро), а в родителе (Ре) - вроде, родитель все делает правильно, заботится о Ре, старается, проявляет внимание, а Ре все одно, отказывается понимать. Ну почему??? Все дело в конфликте пси-уровней в энергетике самого Родителя. А именно форма конфликтует с содержанием. Ре "считывает" содержание и поскольку у Ребенка никакого внутреннего конфликта еще нет, то ребенок формирует свое поведение из того, что чувствует. Чтобы было понятно приведу простой пример: Ро садится делать с Ре уроки. Нормальная рядовая ситуация, но что в ней может быть не так? Ро объясняет, что уроки делать НАДО! Попрошу учесть, что Ро в этот момент не учитывает, что Ре живет в зоне - ИНТЕРЕСНО ---- НЕинтересно... НАДО родителя тут же формирует первый уровень сопротивления! Но родитель почти искренен, в своем НАДО, ему то самому ИНТЕРЕСНО делать с Ре уроки??? Мы знаем ответ на этот вопрос - НЕТ - НЕ интересно, Ро устал, он пришел с работы, ему хочется отдохнуть, или поделать свои дела, или. или.... НО! ему НУЖНО заниматься с Ребенком. И Ро преодолевая СОПРОТИВЛЕНИЕ делает то, что НАДО! - и это ФОРМА, а внутреннее СОПРОТИВЛЕНИЕ - это СОДЕРЖАНИЕ (энергетика процесса). У Ро между ними конфликт. У Ребенка такого конфликта нет - он (неосознанно) сканирует СОПРОТИВЛЕНИЕ родителя и тут же возвращает его назад, тем, что ему НЕИНТЕРЕСНО это вот делать, Ре начинает ерзать, ныть, не понимать и т.д. На фоне всего этого, беспомощный Ро начинает выходить из себя и напрягаться еще больше! Он не находит ничего умнее, как начать "псевдостимулировать" Ребенка - рассуждениями на тему - "что ты это делаешь для того, чтобы добиться успеха в жизни!!!". Таким образом Ро, в сознании Ре - присоединяет будущий "успех", к НАСТОЯЩЕМУ негативному процессу, который, как мы помним, наполнен (его же родителя) энергией СОПРОТИВЛЕНИЯ, т.е. КОДИРУЕТ собственного Ребенка на деструктивную модель поведения. При этом нужно понимать, что абсолютно все дети живут в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, если Ро хочет воспитать победителя, то не нужно разглагольствовать про мнимое будущее, нужно ПОМОЧЬ/НАУЧИТЬ своего Ребенка - получать победу/успех в настоящем времени! Вот и вся Трансматика )))
Psy like0

Если трудно самой прекратить самоедство и самообвинение, то лучше, правда, сходить к психологу. Он не съест.
Psy like0

Правильно папа делает! я вот больше переживаю почему мама этого не делает, ведь мама должна показывать девушке как быть женственной красивой и и привлекательной!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье