psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Шевченко 

Научитесь играть со своими детьми!

Всем нам хотя бы в теории известно, что детей надо воспитывать. Но воспитывать – это значит еще и играть! А если мы, взрослые, делать этого не умеем или нам просто скучно?

Основные идеи

  • Играя, дети исследуют окружающий мир и учатся налаживать отношения.
  • Если вам не хочется играть с ребенком, прямо скажите ему об этом.
  • Найдите свой способ поддержать игру... или просто не мешайте.
Важно находить время, чтобы побыть с детьмиВажно находить время, чтобы побыть с детьми

Все начинается с рождения – щекотка и поглаживания, брызги в ванне и «идет коза рогатая»... «Дети растут играя: они исследуют мир, каждую минуту совершая открытия», – говорит Монтессори-учительница Елена Хилтунен. «Игра для ребенка – это способ познания мира и самого себя», – добавляет психолог, автор проекта «Домашняя игротека» Александра Романова. Маленькие дети нуждаются в том, чтобы самим открывать мир. Они впитывают жизнь, не стараясь запомнить, не имея четкой цели. Поэтому взрослым важно внимательно наблюдать за игрой ребенка, поддерживать его усилия – такова цена его будущей самостоятельности.

Дети 3–4 лет пытаются понять, как устроен мир, узнают себя и учатся дружить со сверстниками. «Во время игры возникает особая атмосфера доверия между всеми ее участниками, – продолжает Александра Романова. – Родители на время оказываются на равных со своими детьми». А значит, у них есть возможность – в игре, ненавязчиво – затронуть любые вопросы, которые волнуют их сына или дочь, уменьшить детскую тревогу, распутать конфликты. Для младших школьников игра – словно психотерапия для взрослых. Постоянные напоминания о его несовершенстве способны обесценить успехи даже самого старательного ребенка. А игра восстанавливает силы, позволяет испытать победу, почувствовать себя умелым, активным, компетентным. Взрослым необязательно напрямую участвовать в ней, но важно обсуждать с детьми их интересы и рассказывать о своих. Время, потраченное на игру, никогда не бывает потерянным. Итак, вы готовы в нее включиться?

Играть по-настоящему

В игре мы можем научить детей многим навыкам (рисовать, пользоваться молотком, плавать, готовить еду...), принципам (командный дух, честность, уважение к правилам), отношению к жизни (любознательность, вкус к риску, упорство). Но только если мы сами свободно владеем этими навыками и следуем этим принципам. И если мы способны играть по-настоящему, творчески, увлеченно. «Организуйте пространство для игры, выделите достаточно времени, заранее определив, когда наступит время обеда или учебы», – говорит Александра Романова. Не упрекайте, что он все время отвлекается, не сердитесь из-за опрокинутой краски. Все удовольствие будет испорчено, как только вы вернетесь в реальность. Не жульничайте, позволяя детям все время выигрывать. Они чувствуют обман, такая победа их унижает. Для маленьких детей выбирайте игры, в которых многое решает случай, где участники делают одно общее дело. Дети постарше ценят соревновательность – для мальчика нет большего удовольствия, чем помериться силой с отцом и победить его в компьютерной игре или на теннисном корте!

читайте такжеНе заставляйте их читать!

Что такое хорошая игрушка?

Психолог Александра Романова рассказывает, о чем стоит помнить, чтобы сделать правильный выбор.

  • Совсем маленьким детям важно, чтобы игрушка была реалистичной, узнаваемой. К примеру, лиса как лиса, такая же, как на картинке в книжке. Ребенок только знакомится с миром, и ему важно иметь ориентиры и не запутаться. Чрезмерный натурализм (к примеру, складочки у куклы-младенца) ограничивает воображение ребенка, и поэтому такая игрушка быстро надоедает.
  • К 5–6 годам у детей уже прекрасно развита фантазия, поэтому и игрушки могут становиться менее детализированными: к примеру, куклы без лица. Ребенку достаточно, что машинка – это нечто на колесиках. Иногда это «нечто» становится джипом, иногда грузовиком или вагончиком поезда, а может быть и животным, которое бегает на таких «ножках», – все зависит от спонтанности и творчества того, кто играет.
  • В 7–9 лет им хочется рассматривать, сравнивать, изучать, находить тонкие отличия… Именно в этом возрасте начинается эра наклеек и карточек: их можно коллекционировать, ими интересно обмениваться друг с другом.
  • В этом же возрасте дети начинают самостоятельно по схеме собирать конструкторы (обратите внимание на их качество: важно, чтобы они не ломались прямо в руках). Как правило, ребенок не собирает модели по инструкции второй раз, а строит из тех же кусочков свои собственные конструкции.

Выбирать простые игры

Никогда еще рынок игр и игрушек не был столь многообразен. Но родители предпочитают классику: развивающие игры, «Монополию» и «Эрудит» для детей постарше. «Они поступают так потому, что уверены: игра ради удовольствия – это несерьезно, – говорит Александра Романова. – И предпочитают не просто играть, а играть со смыслом».

Чтобы расти и развиваться, детям не нужны специальные игрушки – им достаточно того, что их окружает, считают последователи педагогики Марии Монтессори (см. «Об этом»). «Предложите ребенку простые предметы из повседневной жизни: природные артефакты (шишки, камешки, ракушки), бытовые предметы (ложки, плошки, прищепки…). Изучая их, способ их действия и взаимодействия, дети будут не спеша развивать абстрактное мышление – сравнивать, анализировать, самостоятельно осваивать цвет, форму, вкус, качество, величину», – рассказывает Елена Хилтунен. Все, что прожито самостоятельно, гораздо лучше развивает ребенка, чем игры со штампом «развивающие»: они не оставляют пространства для маневра и буквально уничтожают воображение и фантазию.

Учите детей рассказывать о том, во что они играют, объяснять вам правила или обосновывать стратегию игры. Ребенок станет подбирать точные слова, выделять причинно-следственные связи, будет учиться говорить так, чтобы его поняли.

читайте такжеРазрешать ли ребенку смотреть теленовости?
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье