psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Шевченко 

Научитесь играть со своими детьми!

Всем нам хотя бы в теории известно, что детей надо воспитывать. Но воспитывать – это значит еще и играть! А если мы, взрослые, делать этого не умеем или нам просто скучно?

Основные идеи

  • Играя, дети исследуют окружающий мир и учатся налаживать отношения.
  • Если вам не хочется играть с ребенком, прямо скажите ему об этом.
  • Найдите свой способ поддержать игру... или просто не мешайте.
Важно находить время, чтобы побыть с детьмиВажно находить время, чтобы побыть с детьми

Все начинается с рождения – щекотка и поглаживания, брызги в ванне и «идет коза рогатая»... «Дети растут играя: они исследуют мир, каждую минуту совершая открытия», – говорит Монтессори-учительница Елена Хилтунен. «Игра для ребенка – это способ познания мира и самого себя», – добавляет психолог, автор проекта «Домашняя игротека» Александра Романова. Маленькие дети нуждаются в том, чтобы самим открывать мир. Они впитывают жизнь, не стараясь запомнить, не имея четкой цели. Поэтому взрослым важно внимательно наблюдать за игрой ребенка, поддерживать его усилия – такова цена его будущей самостоятельности.

Дети 3–4 лет пытаются понять, как устроен мир, узнают себя и учатся дружить со сверстниками. «Во время игры возникает особая атмосфера доверия между всеми ее участниками, – продолжает Александра Романова. – Родители на время оказываются на равных со своими детьми». А значит, у них есть возможность – в игре, ненавязчиво – затронуть любые вопросы, которые волнуют их сына или дочь, уменьшить детскую тревогу, распутать конфликты. Для младших школьников игра – словно психотерапия для взрослых. Постоянные напоминания о его несовершенстве способны обесценить успехи даже самого старательного ребенка. А игра восстанавливает силы, позволяет испытать победу, почувствовать себя умелым, активным, компетентным. Взрослым необязательно напрямую участвовать в ней, но важно обсуждать с детьми их интересы и рассказывать о своих. Время, потраченное на игру, никогда не бывает потерянным. Итак, вы готовы в нее включиться?

Играть по-настоящему

В игре мы можем научить детей многим навыкам (рисовать, пользоваться молотком, плавать, готовить еду...), принципам (командный дух, честность, уважение к правилам), отношению к жизни (любознательность, вкус к риску, упорство). Но только если мы сами свободно владеем этими навыками и следуем этим принципам. И если мы способны играть по-настоящему, творчески, увлеченно. «Организуйте пространство для игры, выделите достаточно времени, заранее определив, когда наступит время обеда или учебы», – говорит Александра Романова. Не упрекайте, что он все время отвлекается, не сердитесь из-за опрокинутой краски. Все удовольствие будет испорчено, как только вы вернетесь в реальность. Не жульничайте, позволяя детям все время выигрывать. Они чувствуют обман, такая победа их унижает. Для маленьких детей выбирайте игры, в которых многое решает случай, где участники делают одно общее дело. Дети постарше ценят соревновательность – для мальчика нет большего удовольствия, чем помериться силой с отцом и победить его в компьютерной игре или на теннисном корте!

читайте такжеНе заставляйте их читать!

Что такое хорошая игрушка?

Психолог Александра Романова рассказывает, о чем стоит помнить, чтобы сделать правильный выбор.

  • Совсем маленьким детям важно, чтобы игрушка была реалистичной, узнаваемой. К примеру, лиса как лиса, такая же, как на картинке в книжке. Ребенок только знакомится с миром, и ему важно иметь ориентиры и не запутаться. Чрезмерный натурализм (к примеру, складочки у куклы-младенца) ограничивает воображение ребенка, и поэтому такая игрушка быстро надоедает.
  • К 5–6 годам у детей уже прекрасно развита фантазия, поэтому и игрушки могут становиться менее детализированными: к примеру, куклы без лица. Ребенку достаточно, что машинка – это нечто на колесиках. Иногда это «нечто» становится джипом, иногда грузовиком или вагончиком поезда, а может быть и животным, которое бегает на таких «ножках», – все зависит от спонтанности и творчества того, кто играет.
  • В 7–9 лет им хочется рассматривать, сравнивать, изучать, находить тонкие отличия… Именно в этом возрасте начинается эра наклеек и карточек: их можно коллекционировать, ими интересно обмениваться друг с другом.
  • В этом же возрасте дети начинают самостоятельно по схеме собирать конструкторы (обратите внимание на их качество: важно, чтобы они не ломались прямо в руках). Как правило, ребенок не собирает модели по инструкции второй раз, а строит из тех же кусочков свои собственные конструкции.

Выбирать простые игры

Никогда еще рынок игр и игрушек не был столь многообразен. Но родители предпочитают классику: развивающие игры, «Монополию» и «Эрудит» для детей постарше. «Они поступают так потому, что уверены: игра ради удовольствия – это несерьезно, – говорит Александра Романова. – И предпочитают не просто играть, а играть со смыслом».

Чтобы расти и развиваться, детям не нужны специальные игрушки – им достаточно того, что их окружает, считают последователи педагогики Марии Монтессори (см. «Об этом»). «Предложите ребенку простые предметы из повседневной жизни: природные артефакты (шишки, камешки, ракушки), бытовые предметы (ложки, плошки, прищепки…). Изучая их, способ их действия и взаимодействия, дети будут не спеша развивать абстрактное мышление – сравнивать, анализировать, самостоятельно осваивать цвет, форму, вкус, качество, величину», – рассказывает Елена Хилтунен. Все, что прожито самостоятельно, гораздо лучше развивает ребенка, чем игры со штампом «развивающие»: они не оставляют пространства для маневра и буквально уничтожают воображение и фантазию.

Учите детей рассказывать о том, во что они играют, объяснять вам правила или обосновывать стратегию игры. Ребенок станет подбирать точные слова, выделять причинно-следственные связи, будет учиться говорить так, чтобы его поняли.

читайте такжеРазрешать ли ребенку смотреть теленовости?
Время, потраченное на игру с детьми, никогда не бывает потеряннымВремя, потраченное на игру с детьми, никогда не бывает потерянным

Уметь оставаться в стороне

Хорошо, если ребенок умеет играть один. Это значит, что его не пугает неизвестное, не страшат временные неудачи и он уже знает, что в результате усилий его ждет удовольствие. В игре дети могут проявлять самые интимные эмоции и сексуальное любопытство. Они испытывают свою агрессивность и находят умиротворение, бессознательно проигрывая свои фантазии. «Именно поэтому родителям не стоит вмешиваться, даже если ребенок «наказывает» плюшевого мишку или устраивает любовное свидание Барби и Кена со всеми подробностями», – говорит Александра Романова. Случаются и провокации. Например, играя, ребенок 3–4 лет может «закурить». Не реагируйте бурно, это только подстегнет его интерес. «Постарайтесь понять, для чего ему нужна эта игра, – советует психолог. – Если сын или дочь не раз возвращается к ней, скорее всего, ребенок пытается осмыслить ситуацию, которая его беспокоит. Не побуждайте его скорее переключиться на что-то другое». Когда играет компания из нескольких детей (и вас не приглашают), разумно также остаться в стороне. Хотя это не значит, что вам нельзя выступить арбитром в споре или перераспределить роли, если кто-то один хозяйничает, а остальным становится скучно.

Не принуждать себя

Должен ли я играть со своими детьми, если я этого не люблю? И как быть с чувством вины, которое появляется при одном только взгляде на песочницу или коробку с игрушками? Наши эксперты единодушны: не нужно себя заставлять. Преодолевая себя, мы все равно играем без удовольствия, дети чувствуют это и сами теряют интерес. В этом случае лучше отвести ребенка в игротеку или детскую студию, где с детьми играют профессионалы, или пригласить в гости друзей ребенка. Александра Романова советует сказать ребенку прямо, что вы не любите играть в солдатики или в «дочки-матери» (избегая радикальных высказываний: «Я никогда не буду с тобой играть», «Я вообще не люблю играть», «Игра – это скучно»). «А чувство вины можно «пустить в дело», участвуя в игре опосредованно: сшить одежду для кукол, набрать шишек и палочек на улице или пополнить коллекцию журналов, которые нравятся ребенку, чтобы он чувствовал: его поддерживают».

Некоторым из нас не хватает воображения, и мы не можем представить себе игры не из магазина. Но играть можно во что угодно: готовить вместе завтрак, соревноваться, кто больше найдет грибов в лесу, играть в «города» по дороге из школы… Найдите то, что нравится вам самим, вспомнив свое детство или, наоборот, исходя из ваших сегодняшних увлечений. Зарядка, домашние спектакли и даже садоводство – все это тоже игра, если заниматься ею с удовольствием, фантазией и не ставя перед собой высоких педагогических задач.

читайте такжеЧего мы ждем от школы?

Чередовать удовольствия

Предлагайте ребенку игры в соответствии с его возрастом, психомоторным и эмоциональным развитием. Не забывайте, что главное – чтобы он чувствовал удовольствие. Оберегайте дошкольника от ситуаций, где он обязательно проиграет и будет считать себя неудачником. Так, в семейном кругу лучше избегать игр, требующих знаний или подразумевающих интеллектуальное соревнование: в них преимущество имеют старшие и возникает риск подорвать самооценку младших. Игры на свежем воздухе (от подвижных салок до задумчивого петанка), творчество, моделирование из деталей конструкторов на собственный вкус – варьируйте разные занятия, это позволит развивать компетентность ребенка на разных уровнях и приоткроет ему разные миры.

Не настаивайте слишком, если он отказывается. Его (и ваше) удовольствие – главный критерий выбора занятий. Время от времени предлагайте поиграть в то, что нравится вам самим. «Не беспокойтесь, что у вас не получится, – говорит Александра Романова. – Просто начните играть и разделите удовольствие с ребенком».

Примириться со скукой

Ребенок скучает? Не спешите его развлечь: скучать (так же как и играть) детям необходимо для того, чтобы расти. Именно в такие моменты они придумывают что-то новое, фантазируют, учатся понимать свои желания. Это хороший повод задуматься о себе и «приручить» себя. Скука – лучшая профилактика упадка сил. Она также позволяет ребенку осознать, что он обладает внутренними ресурсами, чтобы играть в одиночку. Как иначе ему об этом узнать, если родители постоянно к нему с чем-либо обращаются, вовлекают в какие-то занятия? По мнению психолога Даниэля Марселли (Daniel Marcelli), многие из нас так поступают, потому что сами испытывают огромный бессознательный страх перед пустотой – этот страх подталкивает нас судорожно заполнять чем-то свою жизнь. Многим приходится вновь учиться жить медленно, не спеша получать удовольствие от простых занятий, созерцать и учить этой неспешности и внимательности детей. Кроме того, некоторых родителей смущают скучающие, ничем не занятые дети. «В такие моменты ребенок абсолютно свободен, – напоминает психолог, – он погружен в свои мысли и, конечно, ускользает от контроля родителей».

Мы живем в мире технологий. Дети (как и мы) постоянно перескакивают с одного на другое: подросток смотрит телевизор, одновременно стуча по клавиатуре компьютера и прижимая к уху мобильный телефон. Даже секунда тишины способна вызвать ощущение пустоты. «Старайтесь ограничивать время, проводимое перед экранами,– советует Даниэль Марселли. – И учите детей, пока они еще восприимчивы, ценить такие удовольствия, как прогулка по лесу или чтение».

Об этом

«Уроки на корточках» Елена Хилтунен

Эта книга – настоящий путеводитель в мир педагогики Марии Монтессори. В ней есть ответы на все вопросы, которые обычно возникают у родителей, пока растут их дети, а также упражнения, которые помогут ребенку легко и естественно познакомиться с окружающим миром, познать его и вступить с ним в правильное взаимодействие

(Генезис, 2006).

читайте такжеКак реагировать на детские фантазии?
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Антистресс: как жить спокойнееАнтистресс: как жить спокойнееМы часто ищем способ снизить напряжение и избавиться от стресса. Но забываем, что стресс дает нам шанс лучше осознать свои эмоции, перестать их бояться и обрести внутренне умиротворение. Что такое стресс с точки зрения нейропсихологии и что мы можем ему противопоставить? Как избежать истощения и согласовать требования общества с личными интересами? Досье поможет распознать тревожные сигналы, определить причины стресса и найти жизненный баланс. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты