psyhologies.ru
тесты

Не заставляйте их читать!

Когда ребенок не любит читать, это приводит родителей в ужас. Насколько оправданны наши переживания? Мы провели небольшое расследование – с тем чтобы позволить детям дышать свободнее… с книгой или без нее.
Не заставляйте их читать!

Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, «Геоленок» – это журнал с фотографиями разных стран, – говорит он. – А вот книжки толстые – все занудные. В школе нам задают внеклассное чтение, но я читаю только первые страницы, а потом прошу ребят рассказать, чем все закончилось».

Тысячи детей в России, как и Костя, не хотят читать «занудные книжки», подтверждает Юлия Юзбашева, директор исследовательского агентства Validata Kids: «По данным наших исследований, школьники мало читают художественную литературу (исключением являются, пожалуй, лишь книги о Гарри Поттере), их интересуют прежде всего комиксы: «Человек- паук», «Великолепная чет верка», «Халк», «Скуби Ду» – и журналы.

Девочки-подростки увлекаются модными изданиями, мальчики читают о компьютерных играх и мобильных телефонах, реже – научно-популярные энциклопедии и книги в стиле «Самые ядовитые животные в мире», «Сто самых известных пиратов» и т. д. Информация о жизни знаменитостей, тенденциях моды и компьютерных новинках помогает им поддерживать разговор с друзьями». «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?

Познавать мир иначе

Серьезные книги ребенка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии – просто его интересует другое. Он обожает играть в футбол, слушать музыку, что-то мастерить или возиться с аквариумом. «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствие интереса к жизни, – уверена психолог Елена Смирнова. – Тревога действительно оправданна, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с успешностью ребенка в будущем.

Никиту учили читать с трех лет, сейчас ему девять, и он наотрез отказывается это делать. Каждая книга начинается со слезами, уговорами: еще абзац, еще страницу... А в результате он толком не может ни рассказать, о чем она, ни вспомнить имен героев, а сам вид книги у него ассоциируется только с родительскими угрозами: пока не прочитаешь три главы, гулять не пойдешь! Никита стал жаловаться на головную боль и в результате из жизнерадостного ребенка превратился в болезненного плаксу. Родители привели его к психологу почти в панике: «Он не любит читать! Как объяснить ему, что без чтения он ничего не добьется в жизни?»

Нередко интерес к чтению приходит после того, как его перестают навязывать

Многие родители уверены: если ребенок полюбит чтение, ему будет легче учиться, он станет целеустремленнее и вообще многого сможет добиться. «Но жизненный успех от любви к чтению напрямую не зависит, – утверждает Наталья Евсикова. – Наоборот, принуждая ребенка, мы провоцируем поведение, которое не свойственно ему: он начинает придумывать, как приспособиться к старшим, как избежать крика или даже наказания за то, что он мало читает. Непроизвольно он учится зависимому стилю поведения».

Никита, например, «придумал» себе болезнь, а в результате действительно стал болеть, так как отношение родителей к этой проблеме не изменилось.

«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили наконец в покое.

Чтение – один из путей познания мира. Желание читать придет, если тема интересна ребенку. В ситуации принуждения он непроизвольно учится зависимому стилю поведения. Развитие ребенка и его успехи (в чтении) зависят от разнообразия его жизненных интересов.

Не заставляйте их читать!

Приказ или интерес

«Я не представляю своей жизни без книг. Своим ученикам я задаю очень много чтения – в обязательном порядке, а в походах стараюсь сама читать им вслух, – рассказывает Тамара Эйдельман, заслуженный учитель школы России, преподаватель истории московской гимназии №1567. – Но мой сын за 20 лет своей жизни прочел, наверное, книг 20, среди которых нет ни «Войны и мира», ни «Преступления и наказания»... При этом он интересный и добрый человек – прекрасный фотограф, заядлый байдарочник, увлекается музыкой, интересуется политикой, много путешествует. Я начинаю сомневаться, так ли необходимо любить чтение, чтобы жить полной жизнью».

«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения, как и некоторые другие глаголы: «любить», «мечтать»... – уточняет французский писатель Даниэль Пеннак (Daniel Pennac). – Конечно, всегда можно попытаться. Попробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, черт возьми, кому сказано – читай!» И что в результате? Ничего. По указке, по приказу удовольствия не получается. Получается совсем наоборот».

Беда многих заботливых родителей в том, что они настаивают на чтении тех книг, которые находят правильными, часто не считаясь с мнением маленьких (и не очень) читателей. «Когда мне было лет десять-двенадцать, летом мама заставляла меня читать по 10 страниц в день, – вспоминает 27-летний Дмитрий. – Я мусолил текст, мямлил что-то, прятался от мамы и получал нагоняй. В результате только годам к 25 я научился читать «для удовольствия». По-хорошему, если бы тогда мне вместо «Детства» Толстого дали справочник юного радиолюбителя, то я бы проникся».

«Попытайтесь разобраться, что ему нравится больше всего, – советует Наталья Евсикова. – Это поможет не только лучше понимать, что чувствует ребенок, но и изменить стиль вашего общения. В результате вам будет легче предложить ему книгу, которая действительно совпадет с его интересами».

Чтение повсюду

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, – говорит Наталья Евсикова. – Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».

Отсутствие интереса к чтению не проблема, если ему интересна жизнь вообще

Некоторые родители сгоряча «записывают» в низкие жанры все, что не имеет суперобложки или золотого тиснения на корешке. «Я ужасно сердилась на своего 13-летнего сына, когда видела, что он покупает какой-то детский журнальчик, – рассказывает 35-летняя Ольга. – Меня раздражал сам факт покупки каких-то дешевых комиксов! Он сказал мне: давай проверим, сможешь ли ты ответить на вопросы из этого журнала? И начал спрашивать меня об истории и географии Древнего Востока. Признаться, я потерпела фиаско. Полистала – убедилась, что это вовсе не пустое чтение!»

Отнеситесь к детскому чтению без предубеждения, это облегчит жизнь и вам, и детям. «Если ребенок с интересом изучает серийные сборники о пиратах или ограблениях, это вовсе не означает, что он вырастет пиратом или вором, – говорит Елена Смирнова. – Может выйти ровно наоборот. Точно так же не стоит считать аксиомой утверждение, что любой преступник непременно станет на путь исправления, если будет читать «высокую прозу».

Не заставляйте их читать!

Свободный выбор

Можно ненавидеть книги в восемь лет, а в 20 чтение станет любимым занятием. Причины, по которым дети начинают интересоваться книгами, могут быть разными. Нередко это происходит после того, как школа и родители перестают чтение навязывать.

«Я по своему складу технарь, русский язык и литература всегда давались мне с трудом, – рассказывает 24-летняя Екатерина. – На этих уроках я скучала и, если была возможность, старалась их пропускать. Поступив в Технологический университет, я вдруг обнаружила… что с удовольствием читаю художественную литературу! Мне хочется это делать – и трудно представить, что может быть по-другому».

«Я стала читать из чувства соперничества: мы с подругой соревновались, кто быстрее прочтет собрание сочинений Дюма, – рассказывает 25-летняя Ирина. – Потом мы так втянулись, что азарт игры пропал, а интерес к чтению остался».

Иногда нужный импульс дает сама книга, как в случае с 18-летним Борисом, который прочел «Код да Винчи» только потому, что все вокруг только о нем и говорили. Бестселлер так увлек Бориса, что он стал читать исторические романы, прочел «Дело тамплиеров» Лобе и Ги, Дрюона и несколько книг по всемирной истории. «Современные подростки пристально следят за модой, – комментирует Елена Смирнова, – в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность».

Глаголы «читать», «мечтать» или «любить» не терпят повелительного наклонения

Конечно, школьники вынуждены познавать необходимый минимум по программе. Но вот парадокс. «Если не заставить подростка прочесть Пушкина или Шекспира, так же как и посмотреть фильм или спектакль, не заставить сходить на экскурсию, он никогда этого сам не сделает, – говорит заслуженный учитель школы России, преподаватель русского языка и литературы московской гимназии №1567 Лев Соболев. – Но в то же время нельзя заставлять его это делать, ибо Шекспир, прочтенный из-под палки, гроша ломаного не стоит».

Чтение – не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать – самому, без учителей, без родителей. Чтение – это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино... Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга – это прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.

Григорий Остер: «Чтением необходимо соблазнять»

Григорий Остер

«Заставлять детей читать нельзя. Просто потому, что детей вообще нельзя заставлять делать что-либо. Они начинают сопротивляться, и им мгновенно опротивеет даже то, что еще вчера очень нравилось. Их необходимо соблазнять, провоцировать ситуацию, когда чтение покажется им увлекательным делом. Читайте детям вслух начиная с самого мелкого возраста. И тогда есть надежда, что, когда придет время, ваши дети начнут читать сами. С таким интересом и азартом, которые не сможет убить никакая школа. Сегодня это особенно актуально, ведь у чтения есть серьезные конкуренты – телевизор и компьютер. Но своего значения чтение не потеряет. Ребенок читает, и в этот момент он сам себе режиссер, создает в голове картинки-иллюстрации. Книжка дает пищу его воображению, а что может быть важнее?»

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Спасибо за статью. Она мне напомнила о моем детстве и отрочестве, а точнее о том моменте, когда я несколько месяцев жила у бабушки и дедушка пытался заставить меня читать, из-за чего мы постоянно ссорились. В статье хорошо и правильно написано о том, что нынешнее поколение детей и взрослых не особо тянется к классике. Я, кстати говоря, тоже. С 1994 года переключилась полностью на журналы. с 1990-х годов прошлого века начала потихоньку интересоваться всерьез электроникой, только вот дедушка хотел, чтобы я читала запоем классику типа Л.Н. Толстой "Война и мир" и "Анна Каренина". Мне же наша русская классика тогда была абсолютно безразлична, да и сейчас я к ней тоже равнодушна... Зачем читать про войну и смотреть лишний раз такие же фильмы, если от новостей и так тошно, а на работе - сплошной перегруз? Такая "тяжесть" только добавит лишних нервов, которые никому не нужны... Зато по прошествии многих лет все-таки кое что из классики я выбрала. Из французской: Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери", "Отверженные", "1812-й год", "Человек, который смеётся", из испанской: "Дон Кихот де ла Манча", ну а из нашей: "Владимир Набоков "Малое собрание сочинений" и остальные его произведения, включая и стихи. И так же не обошла вниманием любимую папину книжку Роберта Льюиса Стивенсона "Остров Сокровищ" и другие его произведения. Насчет же книжек Пушкина, Толстого, Чехова, Гоголя, Пришвина, Тургенева: к ним у меня до сих пор осталась неприязнь... И потом насчет "Войны и мира": однажды нам в колледже на уроке литературы всем поставили задачу описать, в идеале своими словами, весь пятитомник... Я выложилась по полной программе. К концу первого семестра нам назначили экзамен по литере... "Ну,-думаю,-всё! Ща приду и...- все в ажуре! Пятерка у меня в зачетке!" Не так все просто. Я готова была во всех деталях и подробностях описывать жизнь "бедной несчастной" аристократки Наташи Ростовой, но мне достался совсем другой вопрос про Кутузова. Про которого на весь пятитомник, как мне тогда показалось, было написано всего три слова и те нелестные... В итоге, экзамен по литере впервые я завалила как раз "из-за Н. Ростовой", про которую слишком много было написано и ничего про других героев. Пришлось уговаривать преподавательницу насчет пересдачи. 2 дня спустя я все же сдала литературу, но к "Войне и миру" теперь отношусь, мягко говоря- не очень. Частично из-за того, что в детстве мне его навязывали, частично- из-за 1-го курса экзамена по литературе, когда мне достался "не тот билет не с той темой... Итог: насчет русской классической тяжелой литературы могу в этом случае сказать только одно: не надо ничего навязывать детям извне. Когда время придет они сами этим заинтересуются. Если же продолжать настаивать всего лишь только потому, что "все об этом говорят", то можно нарваться на большие проблемы и тогда у ребенка вообще полностью пропадет интерес к чтению как таковому познавательному процессу. Знакомо по себе. Так что, всему свое время! :-)
Psy like0

Спасибо за статью! Я из тех родителей, кто вырос с книжкой, поэтому нелюбовь моей дочери к чтению меня очень беспокоила. Я читала ей с рождения, но сама она читать не хочет. Сейчас ей 10 лет, она пишет прекрасные сочинения (на "5"), но техника чтения у неё на "2". Я удивлялась, как так может быть? Статья развеяла мой сомнения и тревогу! Дело в том, что дочь очень любит рисовать, лепить, занимается музыкой (играет на флейте и пианино), очень любит природу и передачи о ней и про путешествия. Теперь я поняла, что она просто познаёт мир иначе, чем я - не через описание (книги), а через ощущения)))
Psy like0

Спасибо за статью и советы. Моему сыну почти 2 года. Ему очень нравится листать, "читать" и выполнять задания в книжках Школы семи гномов. Сейчас уже начинает слушать сказки на ночь. Сегодня ему 1 год 11 месяцев первый раз прослушал полностью Сказку о золотом петушке А.С.Пушкина. Будем надеяться что он полюбит книги так же как его родители, т.к. правильно написано видео и компьютерные игры все больше поглощают детей.
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Принять свое несовершенствоПринять свое несовершенствоПринятие себя требует серьезной внутренней работы. Одним удается спокойно относиться к своим недостаткам, другие пытаются держать все под контролем. Чтобы достичь внутреннего равновесия, необходимо перестать спасаться бегством и решиться заглянуть в себя. Как мы устроены? Чего боимся? Что мешает быть собой? Ответы помогут вспомнить о талантах, нереализованных амбициях, признать свою красоту и начать заботиться о себе. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты