psyhologies.ru
тесты
15 дек 2006 19:45

Не заставляйте их читать!

Когда ребенок не любит читать, это приводит родителей в ужас. Насколько оправданны наши переживания? Мы провели небольшое расследование – с тем чтобы позволить детям дышать свободнее… с книгой или без нее.
alt

Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, «Геоленок» – это журнал с фотографиями разных стран, – говорит он. – А вот книжки толстые – все занудные. В школе нам задают внеклассное чтение, но я читаю только первые страницы, а потом прошу ребят рассказать, чем все закончилось».

Тысячи детей в России, как и Костя, не хотят читать «занудные книжки», подтверждает Юлия Юзбашева, директор исследовательского агентства Validata Kids: «По данным наших исследований, школьники мало читают художественную литературу (исключением являются, пожалуй, лишь книги о Гарри Поттере), их интересуют прежде всего комиксы: «Человек- паук», «Великолепная чет верка», «Халк», «Скуби Ду» – и журналы.

Девочки-подростки увлекаются модными изданиями, мальчики читают о компьютерных играх и мобильных телефонах, реже – научно- популярные энциклопедии и книги в стиле «Самые ядовитые животные в мире», «Сто самых известных пиратов» и т. д. Информация о жизни знаменитостей, тенденциях моды и компьютерных новинках помогает им поддерживать разговор с друзьями». «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?

Познавать мир иначе

Серьезные книги ребенка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии – просто его интересует другое. Он обожает играть в футбол, слушать музыку, что-то мастерить или возиться с аквариумом. «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствие интереса к жизни, – уверена психолог Елена Смирнова. – Тревога действительно оправданна, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с успешностью ребенка в будущем.

Никиту учили читать с трех лет, сейчас ему девять, и он наотрез отказывается это делать. Каждая книга начинается со слезами, уговорами: еще абзац, еще страницу... А в результате он толком не может ни рассказать, о чем она, ни вспомнить имен героев, а сам вид книги у него ассоциируется только с родительскими угрозами: пока не прочитаешь три главы, гулять не пойдешь! Никита стал жаловаться на головную боль и в результате из жизнерадостного ребенка превратился в болезненного плаксу. Родители привели его к психологу почти в панике: «Он не любит читать! Как объяснить ему, что без чтения он ничего не добьется в жизни?»

НЕРЕДКО ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ ПРИХОДИТ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЕГО ПЕРЕСТАЮТ НАВЯЗЫВАТЬ.

Многие родители уверены: если ребенок полюбит чтение, ему будет легче учиться, он станет целеустремленнее и вообще многого сможет добиться. «Но жизненный успех от любви к чтению напрямую не зависит, – утверждает Наталья Евсикова. – Наоборот, принуждая ребенка, мы провоцируем поведение, которое не свойственно ему: он начинает придумывать, как приспособиться к старшим, как избежать крика или даже наказания за то, что он мало читает. Непроизвольно он учится зависимому стилю поведения». Никита, например, «придумал» себе болезнь, а в результате действительно стал болеть, так как отношение родителей к этой проблеме не изменилось.

«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили наконец в покое.

Чтение – один из путей познания мира. Желание читать придет, если тема интересна ребенку.

В ситуации принуждения он непроизвольно учится зависимому стилю поведения.

Развитие ребенка и его успехи (в чтении) зависят от разнообразия его жизненных интересов.

Источник фотографий: EDOUARD CAUPEIL/LUCE FOR PSYCHOLOGIES, ИТАР-ТАСС.

Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Спасибо за статью. Она мне напомнила о моем детстве и отрочестве, а точнее о том моменте, когда я несколько месяцев жила у бабушки и дедушка пытался заставить меня читать, из-за чего мы постоянно ссорились. В статье хорошо и правильно написано о том, что нынешнее поколение детей и взрослых не особо тянется к классике. Я, кстати говоря, тоже. С 1994 года переключилась полностью на журналы. с 1990-х годов прошлого века начала потихоньку интересоваться всерьез электроникой, только вот дедушка хотел, чтобы я читала запоем классику типа Л.Н. Толстой "Война и мир" и "Анна Каренина". Мне же наша русская классика тогда была абсолютно безразлична, да и сейчас я к ней тоже равнодушна... Зачем читать про войну и смотреть лишний раз такие же фильмы, если от новостей и так тошно, а на работе - сплошной перегруз? Такая "тяжесть" только добавит лишних нервов, которые никому не нужны... Зато по прошествии многих лет все-таки кое что из классики я выбрала. Из французской: Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери", "Отверженные", "1812-й год", "Человек, который смеётся", из испанской: "Дон Кихот де ла Манча", ну а из нашей: "Владимир Набоков "Малое собрание сочинений" и остальные его произведения, включая и стихи. И так же не обошла вниманием любимую папину книжку Роберта Льюиса Стивенсона "Остров Сокровищ" и другие его произведения. Насчет же книжек Пушкина, Толстого, Чехова, Гоголя, Пришвина, Тургенева: к ним у меня до сих пор осталась неприязнь... И потом насчет "Войны и мира": однажды нам в колледже на уроке литературы всем поставили задачу описать, в идеале своими словами, весь пятитомник... Я выложилась по полной программе. К концу первого семестра нам назначили экзамен по литере... "Ну,-думаю,-всё! Ща приду и...- все в ажуре! Пятерка у меня в зачетке!" Не так все просто. Я готова была во всех деталях и подробностях описывать жизнь "бедной несчастной" аристократки Наташи Ростовой, но мне достался совсем другой вопрос про Кутузова. Про которого на весь пятитомник, как мне тогда показалось, было написано всего три слова и те нелестные... В итоге, экзамен по литере впервые я завалила как раз "из-за Н. Ростовой", про которую слишком много было написано и ничего про других героев. Пришлось уговаривать преподавательницу насчет пересдачи. 2 дня спустя я все же сдала литературу, но к "Войне и миру" теперь отношусь, мягко говоря- не очень. Частично из-за того, что в детстве мне его навязывали, частично- из-за 1-го курса экзамена по литературе, когда мне достался "не тот билет не с той темой... Итог: насчет русской классической тяжелой литературы могу в этом случае сказать только одно: не надо ничего навязывать детям извне. Когда время придет они сами этим заинтересуются. Если же продолжать настаивать всего лишь только потому, что "все об этом говорят", то можно нарваться на большие проблемы и тогда у ребенка вообще полностью пропадет интерес к чтению как таковому познавательному процессу. Знакомо по себе. Так что, всему свое время! :-)
Psy like0

Спасибо за статью! Я из тех родителей, кто вырос с книжкой, поэтому нелюбовь моей дочери к чтению меня очень беспокоила. Я читала ей с рождения, но сама она читать не хочет. Сейчас ей 10 лет, она пишет прекрасные сочинения (на "5"), но техника чтения у неё на "2". Я удивлялась, как так может быть? Статья развеяла мой сомнения и тревогу! Дело в том, что дочь очень любит рисовать, лепить, занимается музыкой (играет на флейте и пианино), очень любит природу и передачи о ней и про путешествия. Теперь я поняла, что она просто познаёт мир иначе, чем я - не через описание (книги), а через ощущения)))
Psy like0

Спасибо за статью и советы. Моему сыну почти 2 года. Ему очень нравится листать, "читать" и выполнять задания в книжках Школы семи гномов. Сейчас уже начинает слушать сказки на ночь. Сегодня ему 1 год 11 месяцев первый раз прослушал полностью Сказку о золотом петушке А.С.Пушкина. Будем надеяться что он полюбит книги так же как его родители, т.к. правильно написано видео и компьютерные игры все больше поглощают детей.
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Можно ли сохранить верность в паре?Можно ли сохранить верность в паре?Верность может показаться старомодной: это же прошлый (а то и позапрошлый) век! Но пусть это теперь и не самоцель, она остается идеалом тех, кто вступает в любовные отношения. И поэтому измена всегда причиняет боль. Понять ее причины необходимо, если мы хотим остаться вместе. А представить себе, что могло бы нас толкнуть в чужие объятия, значит выяснить, как устроена наша пара . Если измена случилась, нужно ли признаваться? Все статьи этого досье
Все досье