3 качества, которые пригодятся ребенку в будущем

«Десять поколений подряд в странах с развитой экономикой «большинство людей добивалось успеха, научившись делать работу машин лучше, чем сами машины. Эта эпоха заканчивается. Машины все чаще справляются с такой работой лучше, чем сумели бы мы», — пишет Джефф Колвин в книге «Человечество недооценили. О чем знают успешные люди и никогда не узнают умнейшие машины» («Humans are Underrated: What High Achievers Know That Brilliant Machines Never Will»).

Какие качества нужны нашим детям, чтобы преуспеть в мире будущего?

1. Умение общаться и работать в команде

Колвин утверждает, что уже сейчас наблюдается падение спроса на техническую квалификацию. Самые быстроразвивающиеся отрасли — включая здравоохранение и образование — требуют навыков человеческого общения, таких как эмпатия, умение сотрудничать, способность к командной работе и переговорам.

Да и в других областях подобные навыки повышают востребованность специалиста. Например, адвоката, который может убедить разгневанного и нерационального клиента действовать в собственных интересах, или инженера, который умеет руководить командой.

Компания American Express ищет сотрудников для своих контакт-центров среди персонала лучших отелей и круизных судов, ставя во главу угла отличные навыки обслуживания клиентов. Даже Google проверяет кандидатов на «способность к сотрудничеству», чтобы нанимать только тех, кто сможет хорошо работать в коллективе.

И хотя прогресс сделал навыки человеческого общения более актуальными, он же и негативно влияет на способность людей развить эти самые навыки. Люди проводят все больше времени, глядя на экраны электронных устройств.

Подростки полностью погружены в телефоны, но в основном пишут сообщения, а не разговаривают. Масштабное исследование с участием американских студентов показало, что в последние десятилетия способность к эмпатии устойчиво снижается, а нарциссизм — растет.

Организации постепенно осознают, что у них нет работы для оторванных от коллектива и социально неадаптированных людей

Другие исследования показывают, что социальные сети не только не укрепляют связи между людьми, но и делают нас несчастней. Общение в интернете блокирует давно укоренившиеся механизмы, которые помогают нам эффективно работать вместе, в том числе способность «читать» других людей и на равных участвовать в разговоре.

Однако эмпатия (способность определять, что думает и чувствует другой человек, и реагировать соответствующим образом) — это не просто черта характера, которая может присутствовать или отсутствовать. Навыками взаимодействия можно овладеть.

Колвин описывает проведенный в Калифорнии эксперимент с участием 51 ребенка 11-12 лет. Дети поехали на пять дней в лагерь на природе и провели все это время без цифровых устройств. Исследователи хотели узнать, повлияет ли отсутствие «подключения» на способность детей считывать невербальные эмоциональные сигналы. Результаты подтвердили ожидания: «Через пять дней личного общения эмоциональное развитие школьников существенно повысилось».

Для тех, кто не умеет общаться, перспективы не радужные: «Организации постепенно осознают, что у них нет работы для оторванных от коллектива и социально неадаптированных людей, а также то, что такие люди опасны для предприятия и должны быть уволены».

2. Умение мыслить нестандартно

В мире перемен, который ждет сегодняшних детей, способность мыслить не по шаблону будет весьма полезна. В книге «Оригиналы. Как нон-конформисты меняют мир» («Originals: How Non Conformists Change The World») профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант выделяет группу людей, которые по определению лучше приспособлены к риску, — это вторые и последующие дети в семье.

Он цитирует результаты научных изысканий: «Четыре исследования, в которых приняли участие более 8 000 человек, показали, что не-первенцы в 1,48 раз чаще занимаются видами спорта, где высока вероятность получить травму: американским футболом, регби, боксом, хоккеем, автогонками и так далее. Первенцы предпочитают же более безопасные виды спорта: гольф, теннис, легкую атлетику, велоспорт и греблю».

Также не-первенцы чаще идут на риск в политике и науке, принимают радикальные теории, когда они только появляются. Традиционно первенцам предрекают успех, и чаще они получают лучшее образование. Однако к 30 годам эти преимущества исчезают: «У вторых и последующих детей в семье быстрее растет зарплата, потому что они чаще и решительней соглашаются на работу, где платят больше».

Родители должны развивать в детях умение мыслить самостоятельно, предлагая объяснения, а не правила

Однако нельзя утверждать, что на личные качества влияет только порядок рождения — важнее воспитательные приемы, которые применяются к детям. Грант считает, что любого можно воспитать более креативным. В то время как самый старший ребенок часто готов идти по пути, который для него проложили, младший, не способный конкурировать ни физически, ни интеллектуально со старшим братом или сестрой, должен сам добиваться успеха в еще не занятой нише.

Когда старший ребенок взвешивает последствия рискованного действия и отказывается от него, младший действует иначе. Он спрашивает у себя: «Что в подобной ситуации делает такой человек, как я?» Грант показывает, что, сосредоточившись скорее на своей индивидуальности, чем на конкретных действиях, люди способны стать самобытнее и смелее.

Родители могут помочь ребенку вырасти конструктивной личностью, используя существительные, а не глаголы — например, «быть помощником» вместо «помогать» и «не быть обманщиком» вместо «не врать».

Помимо этого, родители должны развивать в детях умение мыслить самостоятельно, предлагая объяснения, а не правила. Это особенно эффективно, когда объясняются прежде всего последствия для других людей. Со временем практика задавать вопросы приведет к способности ставить под сомнение профессиональные догмы и существующие бизнес-модели.

3. Упорство

Анджела Дакворт, психолог и автор книги «Упорство. Сила энтузиазма и настойчивости» (Grit: The Power Of Passion And Perseverance), каждый день сталкивается с родителями, которые хотят знать, как развить в детях упорство — стойкость и способность сопротивляться трудностям.

Она считает, что надо предложить детям делать «одну трудную вещь» в рамках хорошо структурированных внеклассных занятий. Это может быть танец, спорт или игра на музыкальном инструменте — в зависимости от интересов ребенка. Такого рода занятия дают два больших преимущества для развития упорства.

Личность может измениться и после выхода из детского возраста, и при должных усилиях трудолюбию можно научиться

Во-первых, их ведет взрослый — не родитель, но человек, хорошо подготовленный, чтобы в равных долях обеспечивать поддержку и многого требовать. Во-вторых, в отличие от школы, где ребенку трудно, но не обязательно интересно, «эти занятия предназначены, чтобы культивировать интерес, опыт, цели и надежду».

По мнению Дакворт, такая практика будет ценной, если упорно заниматься в течение долгого времени, а не погружаться в занятия на короткие периоды.

Конечно, та или иная деятельность может не подойти ребенку, и в таком случае стоит сменить ее в подходящий момент — например, по окончании цикла занятий, — но не просто из-за неудачного дня или неподходящего настроения. Сейчас подтверждено, что личность может измениться после выхода из детского возраста и при должных усилиях трудолюбию можно научиться.

Хелен Эдвардс

Об эксперте

Хелен Эдвардс — руководитель библиотеки Московской школы управления Сколково. Автор статей и рецензий на книги в жанре бизнес-литературы, а также разборов бизнес-концепций.