psyhologies.ru
тесты
текст: Анна Фатеева 

Пробудить в ребенке желание учиться

Заветное желание родителей – чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением! Специалисты обнадеживают: есть действенные стратегии, позволяющие нам мотивировать своего ребенка к учебе.
alt

Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается?.. Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Родители в панике: 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры*.

Сами родители, возможно, учились еще в советской школе и были более дисциплинированными учениками, но им вряд ли больше хотелось учиться, чем их детям. Просто ими было легче управлять: «Надо так надо». Что изменилось сегодня? Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни. Сегодня, чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью. Пора пробудить детей от школьной летаргии!

С позиции взрослого

У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого. «Влияние родителей опосредованное (мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес), – настаивает психолог Тамара Гордеева, автор книги «Психология мотивации достижения» (Смысл, 2006), – но именно мы можем «запускать» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает нас самих». Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают своим детям противоречивую установку – поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», – уверена Тамара Гордеева.

Что нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

  • Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
  • Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия.
  • Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого.
  • Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца.

«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, – уточняет семейный психолог Людмила Петрановская. – Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы». Но большинство школ, увы, не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться. Значит, нам, родителям, предстоит развить у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка. «Стать репетитором по всем предметам – не выход из положения, – уверена детский психолог Елена Морозова. – Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к своему ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».

Мы попросили наших экспертов рассказать об универсальных рекомендациях, которыми может воспользоваться каждый, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций. В каждом возрасте – свои приоритеты, поэтому в нашем специальном выпуске три части: начальная, средняя и старшая школа.

Есть вопрос?

Хотите узнать больше о том, как мотивировать ребенка к учебе? В сентябре мы проводим встречу с экспертами PSYCHOLOGIES. Дату и время уточните на странице проекта «Поговорим об этом (с) PSYCHOLOGIES» на www.psychologies.ru или по т. (495) 633 5696.

* По данным опросов Левада-центра – подробнее см. на www.levada.ru

Координатор проекта Анна Фатеева

читайте также

Начальная школа: безопасность и любопытство

Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Старшие классы: гибкость и выдержка

Источник фотографий: Shutterstock
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье