psyhologies.ru
тесты
текст: Алла Ануфриева 

Пустышка: как с ней расстаться?

До какого возраста можно давать ребенку пустышку? Мы посоветовались с детским психологом.
alt

Встретить двух-трехлетнего ребенка на детской площадке с пустышкой во рту – обычное дело. Этот маленький кусочек силикона пользуется невероятной популярностью. Но вот вопрос – у кого? У самих детей или… их родителей? И не мешает ли он нормальному развитию наших детей, не тормозит ли формирование способности выражать свои мысли?

«Раньше я не могла заснуть без соски, – рассказывает шестилетняя Дарья. – Только она могла успокоить меня, когда я плакала. Мама переживала из-за этого, но все равно давала ее мне». Маленькая Даша всю ночь и значительную часть дня проводила с соской во рту, что очень осложняло ей жизнь: «Бабушка с дедушкой не понимали, что я говорю, потому что я забывала вытащить пустышку. Но потом я от нее отказалась. И от бутылочек с соской тоже». Вот так в нескольких фразах маленькая девочка описала проблемы, возникающие в случаях, когда ребенка вовремя не отучают от пустышки, а именно – трудности с общением и с взрослением в принципе… Что же нам мешает вовремя это делать?

Лишь бы не кричал

Растерянность родителей перед потребностями детей французский психоаналитик Клод Альмос (Claude Halmos) считает характерной чертой современного общества. И в самом деле, почему мы испытываем необходимость сунуть ребенку в рот пустышку? Честный ответ очень простой: мы хотим, чтобы он замолчал. Ребенок плачет, кричит, громко выражает свои эмоции... Он требует. Причем не только молока, но также внимания, утешения и защиты. На попытку понять, что именно он хочет нам сказать, и выполнить его желание может уйти немало времени. А дать ему соску, как только он начинает плакать, гораздо проще: так мы экономим не только свое время, но и нервы. Получается, что мы таким способом отделываемся от ребенка? Впрочем, дело не только в современных родителях. Пустышку изобрели еще в конце XIX века, а похожие приспособления вроде тряпочек, смоченных подслащенной водой, подсовывали младенцам еще в Cредние века. Значит, зачем-то они необходимы детям?

читайте также«Французские родители не сдаются» – новая книга от автора бестселлера «Французские дети не плюются едой»

Пустышка как переходный объект

В первые месяцы жизни пустышка не представляет для ребенка никакого вреда. Младенец испытывает вполне естественную потребность в сосании, для него на этой ранней, оральной стадии развития знакомство с миром осуществляется именно через рот. Ребенок сосет материнскую грудь и так выстраивает отношения с самым близким для себя человеческим существом. А соска выполняет роль «переходного объекта» между матерью (с которой младенец ощущает полное слияние) и внешним миром, позволяя ребенку успокоиться, облегчить страх одиночества и сосредоточиться на себе. «Но как только ребенок встал на ноги, отношения с близкими взрослыми отходят для него на второй план, а главным становится взаимодействие с объектами внешнего мира, – рассказывает детский психолог Галия Нигметжанова. – И если в это время мать продолжает кормить ребенка грудью, она как бы заслоняет собой этот внешний мир. А соска, напротив, такую возможность предоставляет».

alt

Пустышка как утешение

Ребенок активно двигается, исследует кастрюли, ящики шкафов, катушки, пуговицы, изучает их функции, свойства, учится взаимодействовать с ними. Но поначалу предметы оказывают ему сопротивление – выскальзывают из рук, «не даются» в руки, не рвутся, не мнутся. И конечно, такое сопротивление вызывает напряжение у ребенка, фрустрирует его. В этот момент он особенно нуждается во внимании взрослого или… в соске, которая это напряжение снимает.

«До двух лет у ребенка очень сильны процессы возбуждения, а процессы торможения, напротив, слабы, – объясняет Галия Нигметжанова. – И это возбуждение надо как-то снимать. Но как? Самый лучший способ – сразу переключить ребенка на другой вид деятельности. Например, с активной и созидательной – на созерцательную или наоборот. Но важно сделать это сразу же, заметив у него первые признаки возбуждения. Вот почему так необходимо присутствие рядом с ребенком внимательного, мудрого взрослого. Если же время упущено и ребенок перевозбудился, переключить его и остановить истерику даже любящему, близкому человеку практически не под силу – таково свойство нервной системы маленького ребенка. И вот соска в этом случае очень помогает. Отбирая ее у ребенка, мы лишаем его очень важного инструмента самоуспокоения. А если родители не могут предложить малышу взамен какой-то другой способ утешения, он вынужден искать его сам. Одни дети начинают ковырять свой пупок до появления ранок, другие – кусать ногти или щипать бровки… На мой взгляд, соска все-таки более безобидна в данном случае, чем такие травмирующие способы релаксации при помощи собственного тела».

читайте такжеКак «правильно воспитывать»?
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье