psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Анна Демина 

Шлепать: можно, нужно или нельзя?

Для одних родителей шлепки – обычное дело, для других – крайне опасная вещь. Когда мы поднимаем руку на ребенка, что это – плохое обращение с детьми или наша беспомощность? Откуда вообще взялась полемика по поводу официального запрещения физического воздействия на детей?
alt

Первой страной, запретившей шлепать ребенка на законодательном уровне, стала в 1979 году Швеция. Ее примеру в дальнейшем последовали еще 36 стран. Другие государства пока к единому мнению не пришли. По данным многочисленных опросов, проведенных в 2010 году во Франции, 80% жителей высказываются против официального запрещения шлепков. С этой привычкой, передаваемой из поколения в поколение, так называемым «бытовым воспитательным насилием», борется французская независимая организация Fondation de France, уточняя, что «более 50% родителей начинают лупить своих детей еще до достижения ими двухлетнего возраста, руководствуясь собственным воспитанием и считая шлепки полезными и оправданными».

В России похожая ситуация. Опрос, проведенный Левада-Центром в 2007 году, показал, что 78% родителей сохраняют телесные наказания в своем арсенале. По мнению семейного психотерапевта Екатерины Жорняк, «в нашем обществе физическая агрессия и насилие являются нормой, часто мы их даже не замечаем, воспринимаем как нечто естественное. Родители смущаются, если ребенок плачет на улице, но не стесняются публично кричать на него или шлепать. А некоторые известные люди заявляют, что ребенка необходимо наказывать физически, для того чтобы вырастить успешного человека».

читайте такжеДелать уроки... без стресса

Где проходит граница

Простой шлепок все еще пользуется популярностью, но между небольшой затрещиной, которая застает ребенка врасплох и прерывает поток капризов, и регулярной продуманной поркой лежит огромная пропасть. Что же, родителя, который в запале шлепает своего малыша, можно обвинить в жестоком обращении с ребенком?

По мнению Клод Альмос (Claude Halmos), психоаналитика и специалиста по жестокому обращению с детьми, нужно определиться с понятиями: «Я долгие годы занимаюсь данной проблемой. Разумеется, я не думаю, что шлепать детей – хороший метод воспитания. Но при этом и не считаю жестоким родителя, который однажды, будучи на взводе, дает своему ребенку шлепок. Кроме того, сами дети никогда не ошибаются. Они прекрасно различают случайный «заслуженный» шлепок с ударами взрослого, который признает лишь такой «метод» воспитания или делает это ради своего наслаждения».

Детский психоаналитик Филипп Жамме (Philippe Jeammet) призывает доверять родителям, поскольку «шлепок может оказаться предпочтительнее психологического насилия, вызывающего у ребенка чувство вины, или вообще отсутствия ответной реакции со стороны взрослого». Но этот аргумент опровергает терапевт Жиль Ламизи (Gilles Lamizi), выступающий против насилия в отношении женщин и детей и являющийся координатором последней кампании Fond de France в защиту прав детей: «Любое насилие, направленное на наших детей, может иметь последствия для их физического и психологического здоровья. Ради благополучия наших детей и нашего общества мы должны отказаться от любых шлепков, пощечин, оплеух и вообще любых ударов».

Оливье Морель (Olivier Maurel), основатель французского Наблюдательного комитета по контролю за бытовым воспитательным насилием, приводит тревожные данные исследований по этому вопросу. Так, согласно американскому обзору Мюррея А. Страуса, содиректора Лаборатории исследований семьи Университета Нью-Гемпшира и бывшего председателя Национального совета США по вопросам семейных отношений, около 84% американцев считают, что шлепать детей – правильно, и практически 100% хоть раз это делали. Они наказывают детей подобным образом не просто спонтанно, а веря, что это приносит пользу. Кроме того, его исследование показало, что у детей в возрасте от 2 до 4 лет, не подвергавшихся никакому физическому воздействию, коэффициент умственного развития в среднем оказывается выше на 5 пунктов, чем у детей, получавших шлепки*.

читайте такжеШарль Ройзман: «Преодолеть насилие необходимо прежде всего в себе»
alt

В США в 2004–2005 годах было проведено общенациональное обследование населения, в котором приняли участие более 34 тысяч американцев старше 20 лет. Среди прочего участники отвечали на вопросы относительно того, применяли ли к ним в детстве родители или воспитатели хотя бы иногда меры физического воздействия (шлепали, толкали, давали подзатыльник и так далее) в отсутствие более экстремальных форм эмоционального или физического насилия. Также фиксировалось текущее состояние здоровья участников обследования. Около 1300 человек сообщили, что к ним в детстве хотя бы время от времени применялись подобные воспитательные меры. При этом у них, в сравнении с теми, кто, будучи ребенком, избежал физических наказаний, оказался повышен риск наличия хотя бы одного хронического заболевания. В частности, у таких людей на 25% выше вероятность развития артрита и на 28% выше риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, среди тех, кого шлепали в детстве, оказалось больше страдающих ожирением – около 31% против 26% в группе избежавших физических наказаний. Данные были получены с учетом социодемографических различий и семейных историй болезней.

Как отметила ведущий автор исследования Трейси Афифи (Tracie Afifi) из Университета Манитобы (Канада), хотя далеко не у каждого ребенка шлепок вызовет столь далеко идущие последствия, родителям все же необходимо иметь в виду, что это вероятно. Согласно исследованию, проведенному в 2012 году, легкие телесные наказания, такие как шлепки, могут увеличивать риск ментальных и поведенческих расстройств и вызывать проблемы с алкоголем и наркотиками**. По заключениям Фонда борьбы за права детей, «когда организм не может избежать насилия и защитить себя, как происходит в случае с детьми, подвергающимися телесным наказаниям, гормоны стресса становятся токсичными и атакуют пищеварительную систему и нейроны».

Еще один аргумент борющихся со шлепками: для ребенка непереносима мысль о том, что его родители причиняют ему боль. В такой ситуации он говорит себе, что его бьют для его же блага, потому что он виноват. Это психически разрушительное чувство с долгосрочными последствиями. «Телесные наказания унизительны, – подчеркивает Екатерина Жорняк. – Например, пощечина воспринимается как унижение во всех мировых культурах. Кроме того, систематически получая даже «невинный» шлепок по попе, ребенок приходит к выводу, что это нормально – бить людей. Он становится агрессивным (или подавленным), а его отношения с родителями ухудшаются».

читайте такжеСексуальное насилие над детьми: как защитить ребенка

Узаконивать или нет

В подавляющем большинстве случаев шлепок – крайняя мера, к которой прибегают родители, когда чувствуют, что никак не могут заставить ребенка услышать себя. Правильно ли запретить шлепки законодательно? Педиатр Едвиж Антье (Edwige Antier) в этом убеждена: в 2009 году, будучи депутатом, она выступила с предложением законопроекта, направленного на запрещение шлепков. Но предложение провалилось, несмотря на поддержку 400 специалистов по вопросам детства. Только 17% французов высказались за запрещение шлепков.

«Нужно решать проблему реального насилия»

«Задаваться вопросом, запрещать ли официально шлепки, по моему мнению, не просто не актуально, но и опасно, – возмущается психоаналитик Клод Альмос. – Создавать закон о шлепках означает рассказывать родителям о том, что самая большая угроза, висящая над детьми на сегодняшний день, – шлепки. Тогда как самая большая опасность сегодня – отсутствие воспитания. Начиная с момента, когда было признано, что ребенок – отдельная личность, родители оказались сбитыми с толку. Ребенок, разумеется, отдельная личность, имеющая такую же ценность, как и личность взрослого, но детям требуется воспитание, а значит, и авторитет (власть) взрослых для развития и выстраивания собственной личности. Поскольку вторая часть этого послания часто забывается, родители чувствуют себя потерянными.

Куда более серьезные опасения вызывает жестокое обращение с детьми. Если есть необходимость наказать таких родителей – чего не происходит, – то существующий юридический арсенал позволяет это сделать и без принятия нового закона. Я бы хотела увидеть людей, которые борются за запрещение шлепков в случаях жестокого обращения с детьми. Когда социальные службы приходят в семьи с установленными фактами жестокого обращения, издевательств, сексуального домогательства, на шлепки никто не обращает внимания! Об этих семьях все слышат только, если дело дошло до смерти. Было бы лучше, если бы люди, продвигающие идею закона против шлепков, перестали заниматься политкорректностью и взялись бы за грязную работу. Пора перестать поддерживать миф об идеальном родителе, сохраняющем спокойствие при любых обстоятельствах. В реальной жизни все по-другому».

* М. Страус (Murray A. Strauss), автор книги «Выбей из них дьявола: телесные наказания в американских семьях»; «Corporal Punishment by Mothers and Development of Children’s Cognitive Ability: A Longitudinal Study of Two Nationally Representative Age Cohorts», Journal of Aggression Maltreatment & Trauma, 2009, № 18(5).

** Tracie o. Afifi «Physical Punishment and Mental Disorders. Results from a Nationally Representative US Sample», Pediatrics, 130 (2), 2012.

По материалам Le Сercle Psy

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье