psyhologies.ru
тесты

Мифы и факты о половом воспитании

Какие мифы окружают половое просвещение в школе и как оно устроено на самом деле? Рассказывают врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Школьные программы полового воспитания вполне эффективныШкольные программы полового воспитания вполне эффективны

Половое воспитание подростков принято считать делом исключительно его близких. Однако мировой опыт показывает, что школьные программы полового воспитания, учитывающие психологию подростков и традиции страны, могут внести большой вклад в сохранение здоровья будущих родителей. Какие мифы окружают половое просвещение в школе и как оно устроено на самом деле? Рассказывают врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.

Родители – главные воспитатели

Нравственные уроки усваиваются именно в семье, причем не столько через беседы, сколько через повседневные поступки родителей. Их отношения между собой как мужа и жены, мужчины и женщины становятся примером или антипримером, на котором происходит половое (в самом широком смысле слова) воспитание детей. А вот «техническую» информацию о сексуальной стороне жизни практически всегда и везде дети получают по другим каналам – через сверстников, телевидение, кино, книги, интернет, социальные сети. Но только школа может дать корректные, соответствующие возрасту знания по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальных отношений.

Эффективные школьные программы полового воспитания учитывают психологию подростков, их реальные потребности в информации и не стремятся заглушить их естественный интерес к вопросам сексуальных отношений. Но при этом наряду со знаниями они формируют ответственное отношение и навыки общения и принятия решений, которые помогают подросткам отсрочить сексуальный дебют и, самое главное, делают его более безопасным.

читайте такжеПоловое воспитание: кто должен им заниматься и с чего начинать?

Сексуальное образование в школе

Программы просвещения школьников в области половых отношений впервые возникли в послевоенной Европе. В 1955 году половое воспитание стало обязательным предметом во всех школах Швеции, в Германии его ввели в школе в 1968 году, а в Австрии – в 1970 году. В те же годы оно стало внедряться в голландских, швейцарских и финских школах. Одновременно стали возникать бесплатные консультации для подростков по вопросам, связанным с контрацепцией и планированием семьи. В 1980-е сексуальное образование получило распространение во Франции, Бельгии, Великобритании, а несколько позже – в Испании и Португалии. В 1990-е оно стало обязательным в Чехии, Греции, Дании, Эстонии. В результате подобных инноваций удалось снизить распространенность инфекций, передаваемых половым путем, и абортов среди подростков*.

К середине 1990-х в некоторых странах СНГ получили распространение факультативные и даже обязательные занятия по обучению детей и подростков жизненным навыкам и основам здорового образа жизни. Но в 2000-е эти предметы, так и не получив широкого распространения, были исключены из обязательной школьной программы. Лишь в Украине и Армении на школьных уроках в рамках «Основ здоровья» и «Здорового образа жизни» обсуждаются вопросы, касающиеся полового созревания, развития сексуальности, построения здоровых отношений, основанных на доверии, уважении и гендерном равенстве, рождении детей и сохранении репродуктивного и общего здоровья. В Республике Молдова тематика половых отношений включена в обязательную программу, но изучается она не в классе, а на специальном сайте, где размещены электронные учебные модули**.

читайте такжеПраво на секс или право на безопасность?

Поучителен опыт Финляндии. В конце 1990-х годов из-за экономического спада сокращались расходы на образование и здравоохранение. Половое воспитание в школах стало факультативным. Последствия проявились незамедлительно – выросло число абортов у девочек-подростков (примерно на 50%), увеличилась заболеваемость инфекционными болезнями, передаваемыми половым путем. В 2004 году половое воспитание снова стало обязательным. В течение короткого времени уменьшилось количество молодых людей, начинающих половую жизнь в раннем возрасте, а число подростковых беременностей и родов сократилось***.

Елена Мешкова – кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина)

Александр Куликов – доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ) (Санкт-Петербург, Россия).

Половое воспитание должны взять на себя родители?Половое воспитание должны взять на себя родители?

Польза или вред?

Когда в Европе только внедрялись программы полового просвещения, многие сомневались в их полезности и опасались вреда, которые они могли бы нанести детям и подросткам. Споры этому по поводу не утихают до сих пор по всему миру. И родители, и работники образования часто находятся в плену у мифов, не зная реальных фактов о грамотно составленных профилактических программах. Главная претензия к программам полового воспитания состоит в том, что они, по мнению многих, провоцируют ранний сексуальный дебют. Однако проведенные во многих странах исследования показали, что половое просвещение не способствует раннему вступлению в половые отношения****. Более того, оно может отсрочить начало половых отношений и сформировать более ответственное отношение к сексуальному поведению. Другой распространенный миф – что половое просвещение лишает детей невинности. На деле получение достоверной, соответствующей возрасту и полной информации из авторитетного источника приносит пользу. Лишают невинности и часто травмируют психику ребенка сведения, полученные от «продвинутых» сверстников, старших товарищей, из средств массовой информации или из интернета.

* Стандарты сексуального образования в Европе, ВОЗ, ФЦПСЗ, 2010. rodkom.org/ftp/oficial/standart_sex.pdf

** Sexuality Education in Europe, IPPF European Network, 2006.

*** Народонаселение мира в 2011 году, ЮНФПА, 2011. gtmarket.ru/files/news/2011/UNFPA_The_State_of_World_Population_2011.pdf

**** Международное техническое руководство по половому просвещению ЮНЕСКО, 2009.

Что дают образовательные программы?

Эффективные и комплексные образовательные программы по вопросам здоровья, в которых достаточно внимания уделяется половому воспитанию, включают в себя обсуждение нравственно-психологических вопросов и помогают подросткам:

  • повременить с началом половых отношений или воздержаться от них;
  • сохранять верность одному партнеру;
  • ответственно подходить к планированию семьи,
  • использовать средства защиты для профилактики ВИЧ, инфекций, передаваемых половым путем, чтобы избежать незапланированной беременности.

Знания и навыки, приобретенные в ходе обучения по таким программам, облегчают подросткам общение и понимание, выстраивание здоровых отношений, разрешение конфликтов, способствуют их гармоничному развитию.

читайте такжеКак говорить с подростками о сексе?
alt

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Все зависимы? От привычки до аддикцииВсе зависимы? От привычки до аддикцииСмартфон, работа, секс, игры... Мы все стали аддиктами? Каждый на что-нибудь подсел? Мы задаем этот вопрос себе – и вам. Попробуем понять, где граница между привычным удовольствием и зависимостью, и разобраться, почему мы в неравном положении перед лицом соблазнов. Все статьи этого досье
Все досье