psyhologies.ru
тесты

Мифы и факты о половом воспитании

Какие мифы окружают половое просвещение в школе и как оно устроено на самом деле? Рассказывают врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

Школьные программы полового воспитания вполне эффективныШкольные программы полового воспитания вполне эффективны

Половое воспитание подростков принято считать делом исключительно его близких. Однако мировой опыт показывает, что школьные программы полового воспитания, учитывающие психологию подростков и традиции страны, могут внести большой вклад в сохранение здоровья будущих родителей. Какие мифы окружают половое просвещение в школе и как оно устроено на самом деле? Рассказывают врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.

Родители – главные воспитатели

Нравственные уроки усваиваются именно в семье, причем не столько через беседы, сколько через повседневные поступки родителей. Их отношения между собой как мужа и жены, мужчины и женщины становятся примером или антипримером, на котором происходит половое (в самом широком смысле слова) воспитание детей. А вот «техническую» информацию о сексуальной стороне жизни практически всегда и везде дети получают по другим каналам – через сверстников, телевидение, кино, книги, интернет, социальные сети. Но только школа может дать корректные, соответствующие возрасту знания по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальных отношений.

Эффективные школьные программы полового воспитания учитывают психологию подростков, их реальные потребности в информации и не стремятся заглушить их естественный интерес к вопросам сексуальных отношений. Но при этом наряду со знаниями они формируют ответственное отношение и навыки общения и принятия решений, которые помогают подросткам отсрочить сексуальный дебют и, самое главное, делают его более безопасным.

читайте такжеПоловое воспитание: кто должен им заниматься и с чего начинать?

Сексуальное образование в школе

Программы просвещения школьников в области половых отношений впервые возникли в послевоенной Европе. В 1955 году половое воспитание стало обязательным предметом во всех школах Швеции, в Германии его ввели в школе в 1968 году, а в Австрии – в 1970 году. В те же годы оно стало внедряться в голландских, швейцарских и финских школах. Одновременно стали возникать бесплатные консультации для подростков по вопросам, связанным с контрацепцией и планированием семьи. В 1980-е сексуальное образование получило распространение во Франции, Бельгии, Великобритании, а несколько позже – в Испании и Португалии. В 1990-е оно стало обязательным в Чехии, Греции, Дании, Эстонии. В результате подобных инноваций удалось снизить распространенность инфекций, передаваемых половым путем, и абортов среди подростков*.

К середине 1990-х в некоторых странах СНГ получили распространение факультативные и даже обязательные занятия по обучению детей и подростков жизненным навыкам и основам здорового образа жизни. Но в 2000-е эти предметы, так и не получив широкого распространения, были исключены из обязательной школьной программы. Лишь в Украине и Армении на школьных уроках в рамках «Основ здоровья» и «Здорового образа жизни» обсуждаются вопросы, касающиеся полового созревания, развития сексуальности, построения здоровых отношений, основанных на доверии, уважении и гендерном равенстве, рождении детей и сохранении репродуктивного и общего здоровья. В Республике Молдова тематика половых отношений включена в обязательную программу, но изучается она не в классе, а на специальном сайте, где размещены электронные учебные модули**.

читайте такжеПраво на секс или право на безопасность?

Поучителен опыт Финляндии. В конце 1990-х годов из-за экономического спада сокращались расходы на образование и здравоохранение. Половое воспитание в школах стало факультативным. Последствия проявились незамедлительно – выросло число абортов у девочек-подростков (примерно на 50%), увеличилась заболеваемость инфекционными болезнями, передаваемыми половым путем. В 2004 году половое воспитание снова стало обязательным. В течение короткого времени уменьшилось количество молодых людей, начинающих половую жизнь в раннем возрасте, а число подростковых беременностей и родов сократилось***.

Елена Мешкова – кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина)

Александр Куликов – доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ) (Санкт-Петербург, Россия).

  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье