Подросток должен знать: наша с ним близость и любовь не исчезнут, что бы он ни сделал.
Подросток должен знать: наша с ним близость и любовь не исчезнут, что бы он ни сделал.

И не только подростки, но и совсем дети. 10-летняя девочка повесилась из-за того, что подруга отказалась с ней общаться. Две 14-летние школьницы, взявшись за руки, спрыгнули с крыши, боясь наказания за прогулы. Их ровесник выбросился из окна после ссоры с отцом, которому сказали в школе, что мальчика подозревают в мелких кражах...

Россия вышла на первое место в Европе по числу самоубийств среди подростков (в 2010 году официально зарегистрировано 1576 случаев суицида и вдвое больше — попыток суицида)*. Впрочем, эти цифры могут быть занижены: детские психиатры говорят о том, что многие случаи передозировки наркотиков, дорожные происшествия, падения с высоты — это более или менее осознанные попытки суицида.

* По данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, rfdeti.ru

Ум с сердцем не в ладу

Психиатр Елена Вроно, автор книжки для подростков «Предотвращение самоубийства» (Академический проект, 2001), считает: причина в одиночестве, в разобщенности нашего все более технологичного мира. Общение в семье заменяется компьютером или телевизором, у родителей и учителей не хватает времени на разговоры с детьми. В школе тоже многие страдают от чувства изоляции и отсутствия друзей. И все более разителен контраст между «взрослым» самоощущением, стилем жизни подростков и их душевной незрелостью. С раннего детства освоив интернет, в 11–13 лет они ориентируются во взрослом мире лучше многих родителей: ведут блоги, создают веб-страницы, уверенно пользуются гаджетами, по-взрослому одеваются... При этом эмоционально они остаются подростками — импульсивными, тревожными, легко впадающими в отчаяние, не умеющими просчитывать последствия своих поступков. Из-за этого дисбаланса дети безоружны перед слишком сильными эмоциональными переживаниями. Поэтому очень важно, чтобы в школьных конфликтах родители занимали сторону ребенка, как бы плохо он себя ни вел. Он должен знать: наша с ним близость и любовь не исчезнут, что бы он ни сделал. Предпринять можно все что угодно — кроме насилия и отвержения.

4 ФАКТА

Суицид не происходит без предупреждения.

До 80% подростков, покушающихся на свою жизнь, делятся своими планами. Но почти 80% взрослых не слышат или не хотят этого услышать.

Суицид не передается по наследству.

Но семья, где уже был совершен суицид, становится для детей зоной повышенного риска.

Агрессивное поведение превращается в аутоагрессивное.

Если в разгар семейного скандала подросток угрожает суицидом, родители должны немедленно остановить ссору, каким бы вызывающе оскорбительным ни было его поведение.

Разговоры с подростком о суициде не наводят его на мысль покончить c собой.

Проговаривая свои тревоги, подросток освобождается от них. Главное, чтобы подтекстом этих разговоров не стала поэтизация, героизация смерти как выдающегося поступка сильной личности.

Мучительная внутренняя жизнь

Попытка суицида может быть спровоцирована незначительным на взгляд взрослого, но катастрофическим для ребенка событием, объясняет Елена Вроно. Самооценка подростка меняется мгновенно: плохая отметка или замечание иногда равносильны для него утверждению «Я хуже всех, меня нельзя любить». Острый стыд, страх наказания, школьные неурядицы способны толкнуть ребенка на крайний шаг. Сам факт, что наши дети думают о смерти, нам неприятен, он напоминает о нашей родительской беспомощности и несостоятельности. Считается, что ребенок по определению счастлив. Но на самом деле он живет трудной жизнью. Он невыносим для окружающих, но и для себя тоже. Его психика бывает иногда более истерзанной, чем психика взрослого человека. Например, когда на него возложена слишком большая ответственность, подрывающая его самооценку. Или он вынужден заменить родителям умершего брата или сестру, или их внимание захвачено другим ребенком, больным или просто младшим. А может быть, взрослые безразличны и дают слишком много свободы там, где нужны рамки.

Нечеткий образ смерти

Согласно фрейдовской теории, никто не может по-настоящему осмыслить собственный конец*. Что уж говорить о детях и подростках: для большинства из них смерть имеет начало и конец — как долгая болезнь или длительное отсутствие, объясняет Елена Вроно. Они уверены, что после смерти жизнь продолжится — уже без тех неприятностей, которые были «на этом берегу». Виртуальные игры, где смерть ничего не значит, делают уход из жизни еще более абстрактным. Подростки нередко полагают, что можно умереть «не до конца», «если все правильно рассчитать». Они не предполагают умирать — они просто хотят выйти из невыносимой ситуации. Представление о ценности человеческой жизни у них не сформировано, так что собственная жизнь для них — небольшая цена за месть обидчику, за возможность настоять на своем… Убивая себя, человек на самом деле целится в своих близких, которые, как ему кажется, мешают ему жить, говорит Зигмунд Фрейд. Поскольку направить агрессию на других нельзя, она оказывается направлена на себя. Молодой человек начинает относиться к себе как к ненавистным «им», «другим» и в итоге стремится к саморазрушению. А ощущение ценности жизни вырастает из эмоциональных привязанностей в семье. Начиная дорожить своими близкими, подросток учится дорожить и собой, и человеческой жизнью в принципе.

* Статья «Печаль и меланхолия» в сборнике: Зигмунд Фрейд «Интерес к психоанализу» (Попурри, 2009).

Тревожные симптомы

Их бывает сложно заметить, поскольку депрессии у подростков (а это один из основных факторов суицида) протекают замаскированно, их трудно диагностировать. К тому же тот, кто собирается покончить с собой, не обязательно лежит на диване с грустным видом. Возможно, им владеют вполне жизнеутверждающие чувства, а попытка суицида — сиюминутное, импульсивное решение. В любом случае нужно отнестись внимательно и серьезно к юному человеку, который непривычно себя ведет, теряет интерес ко всем увлечениям, снова и снова заговаривает о смерти. Повторяющиеся ушибы или раны могут быть признаками неудавшихся попыток суицида. Во всех этих ситуациях важно делать шаги навстречу. Задавать вопросы, делиться своими переживаниями. Иногда достаточно поговорить с ребенком о том, что причиняет боль, чтобы погасить суицидальные настроения.