psyhologies.ru
тесты
текст: Записала Алла Ануфриева 

Сдать экзамен: 5 стратегий подготовки и комментарии психолога

Как успешно сдать экзамен и при это не выбиться из сил? Рекомендации психолога.
alt

«Как вот это всё вообще можно выучить?» – в отчаянии вопрошают студенты и школьники, открывая очередной толстый учебник накануне очередного экзамена. «Как взять себя в руки и не волноваться?»; «Что делать, если я совсем ничего не помню?». Во время сессии, переводных и тем более выпускных экзаменов нервное напряжение охватывает всех – и тех, кто, в общем, интересовался учебным процессом, и тех, кто знакомство с предметом оттягивал до последнего. Но вот решающий момент наступил. Как успешно сдать экзамен? Как организовать свою жизнь в дни экзаменов так, чтобы провести это беспокойное время с максимальной пользой для дела, для собственного здоровья и – возможно – с удовольствием?

Мы собрали самые расхожие среди экзаменуемых установки и попросили прокомментировать их когнитивного психотерапевта Якова Кочеткова.

читайте такжеСтаршие классы: гибкость и выдержка

1. В последний день надо обязательно накачать себя информацией по максимуму. Наша кратковременная память ее удержит и выручит на экзамене.

Эта стратегия вполне может подойти тому, кто обладает математическим складом ума, хорошей памятью и логическим мышлением. Но в целом это не очень полезная установка. Все-таки объем нашей памяти ограничен и она, к сожалению, не подчиняется нашим прямым указаниям. Если вы 24 часа подряд будете забивать голову новыми сведениями, вы рискуете перегрузить память, и она сыграет с вами на экзамене злую шутку – та информация, которая «закачивалась» в последний момент, может не выскочить вовремя. Вы увидите вопросы – и… ничего не вспомните. Или начнете путать цифры, даты, формулы. А кроме того, чтобы сдать экзамен, очень важно не перегореть на старте. Если человек слишком много усилий затратил на подготовку и полностью выложился, он может прийти на экзамен опустошенным, у него просто не будет сил работать – ни эмоциональных, ни интеллектуальных. Поэтому лучше все-таки заниматься не больше 3–4 часов в день, причем не только учить новое, но и повторять ту информацию, которая была усвоена ранее.

alt

2. В последний день перед экзаменом вообще нельзя заниматься: пусть мозги немного «остынут». Надо отдохнуть, погулять на свежем воздухе. Так информация немного «уляжется», и голова на экзамене будет работать лучше.

В целом это неплохая установка. Мы ведь предполагаем, что человек в течение года все-таки занимался. И если два-три месяца назад, закрепляя какую-то тему, он прорешал 20–30 однотипных примеров, значит, навык решения у него уже сформировался и в повторении этой темы нет необходимости. Хотя в полном отказе от занятий смысла тоже не вижу. Зачем лишать себя возможности перед сдачей экзамена пару часиков еще что-то почитать?

3. Перед экзаменом нельзя быть слишком спокойным и расслабленным – надо заставить себя понервничать, ведь в состоянии стресса лучше работает память, легче концентрироваться, все острее запоминается. И ни в коем случае не надо пить успокоительное – чтобы внимание не рассеивалось и напряжение не спадало.

Пить успокоительные препараты действительно нежелательно, они могут снизить концентрацию внимания и замедлить умственную активность в целом. Но с первым утверждением я не согласен. Часто такие установки возникают в результате обычных совпадений: человек понервничал накануне – и вдруг блестяще сдал экзамен. И он, заметив эту связь, сделал неверный вывод: у меня получилось, потому что я понервничал. А на самом деле заметить стоило бы иное – то, что в этот раз он действительно хорошо подготовился. Хотим мы того или нет, но стресс перед экзаменом появится помимо нашей воли, поэтому наша задача – его снизить, а не подогреть искусственно. Казалось бы, в состоянии стресса легче сконцентрироваться, это правда. Но полезен лишь короткий, здоровый стресс, просто рабочее волнение. А при нездоровом, затяжном стрессе мы чувствуем себя истощенными и не успеваем восстановиться. И вот очень важно, чтобы фаза экзаменов не совпала с фазой эмоционального истощения.

читайте такжеАюрведа: как помочь себе на экзаменах
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье