alt

Жизнь в больших городах заставляет нас предпочитать женственных, по крайней мере внешне, женщин, и опасаться агрессии со стороны людей с выраженными мужскими чертами лица.

Такой вывод можно сделать из масштабного исследования*, проведенного командой психологов, антропологов и биологов из 12 научных центров Великобритании, США, Канады и Китая во главе с Изабел Скотт (Isabel M. Scott) и Эндрю Кларком (Andrew P. Clark) из лондонского Университета Брунеля.

Исследование уникально составом респондентов. В нем приняли участие 962 человека из 12 культур, существующих в очень разных уголках земного шара и живущих в абсолютно разных условиях, разными укладами, на разном уровне развития: жители Малайзии, Великобритании, Фиджи, Канады, Шанхая, тувинцы, коренные американцы племени кри в Канаде, жители города Ханчжоу на восточном побережье Китая, представители народности шуар в Эквадоре и народности мискиту в Центральной Америке, люди племени химба в Намибии и племени ака в Центральной Африке.

Участникам показывали пять наборов фотографий, каждый из которых состоял из мужского либо женского портрета в трех вариациях: настоящее лицо, то есть реальный снимок живого человека, и две его компьютерные модификации, в одной из которых усилены маскулинные, а в другой – фемининные черты лица. Мужчинам показывали женские портреты, женщинам – мужские. В наборах снимков были представлены люди разных рас и этнических групп, два из них приведены на иллюстрации.

alt

Респондентов просили оценить, насколько привлекательными им кажутся лица на фотографиях, причем как с точки зрения предпочтительности обладателя лица как потенциального партнера для короткого романа, так и, отдельно, его привлекательности в качестве партнера «всерьез и надолго». Кроме того, их спрашивали, насколько агрессивными им кажутся разные лица.

Результаты оказались неожиданными. Наибольшим «спросом» выраженно фемининные, женственные лица пользовались среди мужчин, живущих в городах. Обитатели традиционных сельских общин или представители кочевых племен предпочтений на этот счет не выразили. При этом мужчины всех народов на роль «любовницы», то есть для непродолжительных отношений, выбирали фемининных женщин охотнее, чем на роль «жены», то есть для долгосрочной связи.

В женских предпочтениях тоже удалось выявить закономерность, уже совсем парадоксальную: чем чаще в данном обществе люди умирают от инфекций, тем меньше женщины ценят мужественность черт лица.

А вот разница в предпочтениях потенциальных «любовников» и потенциальных «мужей», обнаруженная у представительниц некоторых народов (не всех), ни в какую общую тенденцию не выстраивается. Кстати сказать, на этот раз не подтвердилось и расхожее мнение о зависимости предпочтений женщин от фазы менструального цикла.

Зато очень четким и последовательным оказалось представление участников обоих полов об агрессии. Самыми опасными и склонными к насилию всем кажутся обладатели подчеркнуто маскулинных лиц, и мужских, и женских, но сильнее всего это восприятие выражено среди жителей современных городских культур.

Поскольку для самих авторов результаты стали сюрпризом, в формулировке гипотез они крайне осторожны. Тем не менее одна из вероятных причин большей склонности городских жителей считать маскулинные лица агрессивными – в том, что в деревнях и в маленьких племенах «все друг друга знают» и людям нет нужды опираться на стереотипы в оценке личных качеств друг друга. В больших городах же мы часто вынуждены руководствоваться лишь самым поверхностным впечатлением и потому «цепляемся» за наиболее заметные признаки, позволяющие его составить.

Что касается странных предпочтений женщин, то, может быть, дело в феномене «визуального рациона»: как привычная пища нравится нам больше странной, так и привычные типы лиц милее тех, что мы видим лишь изредка. Там, где люди бедны, плохо питаются, подвержены болезням и тяжело живут, уровень тестостерона у мужчин ниже, чем у их городских собратьев, а значит, и внешность менее маскулинна. Может быть, женщины этих народов так к ним привыкли, что именно такую внешность считают «правильной» и привлекательной.

* Подробнее см. pnas.org/content/111/40/14388